Фото pixabay
Сегодня Верховная рада планирует принять закон «О национальной безопасности», работа над которым длилась более года. Документ переводит все силовые структуры Украины на стандарты НАТО. Депутаты торопятся проголосовать к саммиту НАТО, который состоится в середине июля в Брюсселе. Но для участия украинской делегации требуется договориться с Венгрией, которая грозилась заблокировать контакты между Украиной и НАТО, а также применить вето в рамках ЕС.
С прошлого года Будапешт начал применять право вето к решениям о переговорах между украинским руководством и альянсом. В НАТО все решения принимаются консенсусом. Венгрия выступила против, сорвав несколько планировавшихся встреч.
Таким образом она выразила свой протест против нового украинского закона об образовании. Он был принят осенью 2017 года.
Документ предполагал, что украинские школьники начиная с 5-го класса должны изучать украинский язык, а также все или большинство предметов на украинском языке. Для нацменьшинств предполагалось ввести изучение родных языков. Определить перечень и объем предметов, которые могут преподаваться на языках нацменьшинств, депутаты собирались в законе «О среднем образовании». Он еще не принят.
Венгрию новшества не устроили. До сих пор представители нацменьшинства, компактно проживающего в Закарпатье, имели возможность обучаться в школе исключительно на венгерском языке. Выпускники зачастую не могли сдать обязательный экзамен по государственному украинскому языку, следовательно, не имели возможности подать документы в украинские вузы. Но с легкостью уезжали учиться или работать в Венгрию. Эту ситуацию украинская власть сочла нарушением прав граждан и решила исправить языковой нормой закона об образовании. В Будапеште, наоборот, решили, что новый закон нарушает права этнических венгров.
Важную для Украины тему взаимодействия с НАТО венгерская сторона использовала как рычаг воздействия на Киев. В конце мая правительство Венгрии обратилось к странам – членам альянса с призывом пересмотреть программы сотрудничества НАТО с Украиной. И.о. директора департамента ЕС и НАТО МИД Украины Сергей Саенко сказал в комментарии агентству УНН, что Запад не стал рассматривать требования Будапешта: «Связывать вопрос защиты нацменьшинств в Украине с повесткой дня диалога с ЕС и НАТО – это бесперспективно».
Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг ранее заявил, что общался по поводу конфликта с руководством Украины и Венгрии. «Мы надеемся, что эти разногласия можно будет решить как можно скорее. Мы должны понимать, что нужно учитывать любое законное требование этнических меньшинств изучать родной язык… Но в то же время – иметь возможность изучать государственный язык, так как важно владеть и государственным языком», – сказал он.
После обнародования письма венгерского правительства к членам НАТО в ситуацию вмешался Вашингтон. Госсекретарь США Майкл Помпео в конце мая попросил главу МИД Венгрии Петера Сийярто поддержать взаимодействие Украины с НАТО. В официальном сообщении было сказано, что Помпео «отметил срочную необходимость поддержки Украины в связи с российской агрессией».
На сегодня украинская сторона получила приглашение на саммит НАТО в Брюсселе, в рамках которого запланирован ряд двусторонних переговоров. Кроме того, планируется проведение заседания Комиссии Украина–НАТО. Теоретически Венгрия еще может сорвать эти планы.
На 22 июня в Закарпатской области Украины запланированы переговоры о языковой норме закона об образовании. Во встрече, по данным украинских СМИ, примут участие министры иностранных дел Украины и Венгрии Павел Климкин и Петер Сийярто, министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, министр человеческих ресурсов Венгрии Миклош Кашлер и председатель общества венгерской культуры Закарпатья Василий Брензович. Накануне переговоров украинские чиновники провели ряд встреч с представителями венгерского нацменьшинства. В Киеве ожидают, что конфликтная ситуация будет исчерпана до конца текущей недели.
В таком случае будет открыт путь к участию украинской делегации во главе с президентом Порошенко в переговорах в рамках саммита НАТО. Политологи отмечают, что для Украины это – возможность договориться о военной помощи со стороны стран – членов НАТО (особенно учитывая новые угрозы в Азовском море), а также начать переговоры о подписании Плана действий по получению членства в НАТО. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский сказал газете «Сегодня», что не имеет смысла просто просить о перспективе будущего членства, украинской делегации следует подготовить конкретные предложения. Акцент, по мнению Сунгуровского, можно сделать на боевом опыте ВСУ: «При таком количестве консультантов и помощников, которые сегодня есть и в Нацгвардии, и в ВСУ, которые видят, как готовятся подразделения и целые соединения Вооруженных сил, это уже не секрет, что украинская армия если не одна из самых сильных в Европе, то достаточно боеспособная».
Задача получить в будущем членство в НАТО сформулирована в новом законе «О нацбезопасности». Украинское руководство еще в прошлом году заявляло о том, что проект документа готовился вместе с западными консультантами и согласовывался с экспертами НАТО. Подавая его в Верховную раду в начале с.г., президент Петр Порошенко заявил, что речь идет о «проведении ряда реформ, чтобы перевести страну на стандарты НАТО».
В документе определены национальные интересы Украины, обозначены угрозы нацбезопасности. Но основное внимание уделено системе обороны. Перечислены 15 структур, включая ВСУ, Нацгвардию, СБУ, МВД, Госпогранслужбу, которые обеспечивают безопасность государства. Указаны полномочия и подчиненность этих структур. Кроме того, целый раздел посвящен гражданскому контролю над силовиками. Петр Порошенко отметил, что с 2019 года в Украине, как на Западе, министром обороны должно быть назначено гражданское лицо: «Я принял решение, что даже во время войны мы должны принять назначение гражданского министра обороны, разделить позиции главнокомандующего и начальника Генштаба».
Политолог Владимир Фесенко сказал украинским журналистам, что закон направлен на создание единой системы обороны государства. Ранее деятельность каждой силовой структуры регулировалась отдельными законами, что создавало путаницу. «Новый закон призван создать систему координации различных структур, которые обеспечивают нацбезопасность страны. Закон формулирует геополитические ориентиры Украины – это европейская и евро-атлантическая интеграция», – отметил он.
Почти все парламентские политические силы выразили готовность поддержать закон. Но у оппозиции возникли вопросы к проекту. Например, об эффективности предусмотренной системы гражданского контроля. Или о полномочиях главы государства, который, по сути, влияет на все кадровые назначения в силовых структурах. Еще один вопрос, который вызвал беспокойство украинской оппозиции и некоторых западных экспертов, – полномочия и подчиненность СБУ.
К проекту, который в первом чтении был утвержден в начале апреля, было подано более 400 предложений о поправках. Вчера Верховная рада приступила к их рассмотрению. Депутаты работали в зале полдня, далее были запланированы заседания комитетов. На одном из них ждали представителей правительства с отчетом.
Во вторник у здания парламента состоялась акция протеста ветеранов войны в Афганистане, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, шахтеров и участников АТО. Их требования к правительству должны были обсуждаться вчера. Поэтому проект закона «О нацбезопасности» депутаты отложили на сегодня. А вчера у стен парламента собралась новая акция, участники которой требовали от Верховной рады внести поправки в раздел закона о полномочиях СБУ – отобрать у спецслужб право расследовать экономические преступления и вмешиваться в хозяйственную деятельность. В этом вопросе точка пока не поставлена.
Киев
комментарии(0)