Петр Порошенко доказывает, что, воюя в Донбассе, Украина защищает Европу. Фото с сайта www.president.gov.ua
Украинская делегация принимает участие в саммите НАТО в Брюсселе. Но отдельное заседание Украина–НАТО на уровне глав государств и руководства альянса не состоится из-за позиции Венгрии. Впрочем, как считают эксперты в Киеве, это заседание не могло бы изменить ситуацию: в НАТО не готовы говорить о перспективах членства Украины.
Еще год назад, когда в Киеве было проведено заседание Совета НАТО, всплыл вопрос о подписании в будущем Плана действий по получению членства (ПДЧ). Украинское руководство заявило, что по этому поводу следует начать диалог. Представители НАТО уточнили, что в повестке дня вопроса нет. Подписание ПДЧ считается последним этапом к получению членства: выполнив план, государство достигает критериев развития стран НАТО и может рассматриваться в качестве кандидата.
Украина, как и Грузия, стремилась подписать ПДЧ в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте. В Киеве до сих пор убеждены, что вопрос был отложен в последний момент, поскольку США и ЕС прислушались к мнению Владимира Путина. Руководитель центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук напоминает, как российский президент «в присутствии лидеров НАТО объяснял президенту Бушу, что «Украина – это даже не государство».
Спустя 10 лет нынешнее украинское руководство (не признавая российский статус Крыма и называя конфликт в Донбассе войной России против Украины) ожидает, что Запад иначе посмотрит на ситуацию. Еще зимой в Киеве стали обсуждать возможность рассмотрения на нынешнем саммите вопроса о подписании ПДЧ. Поводом к подобным разговорам послужила правка на официальном сайте НАТО, где Украина была внесена в список стран-аспирантов. Этот статус, по словам экспертов, означает лишь, что в НАТО услышали и приняли к сведению намерение украинской власти в будущем подать заявку на получение полноценного членства в альянсе. Никаких обязательств со стороны НАТО этот статус не предусматривает.
К нынешнему саммиту на ситуацию повлияло заявление Путина о том, что расширение НАТО до границ РФ – это та «красная линия», которую лучше не пересекать. Как только стало известно, что через четыре дня после саммита НАТО состоится двусторонняя встреча президентов Дональда Трампа и Владимира Путина, в Киеве пришли к выводу, что в Брюсселе никаких сенсаций точно не будет. Директор военных программ Центра Разумкова Владимир Сунгуровский написал в колонке для «Нового времени»: «Для сближения нам не хватает реальных результатов реформ. Во всех сферах: от военной до политической, юридической, экономической и правоохранительных органов. Эксперты уже замучились повторять: членство или движение в НАТО – это не цель, а способ реформирования Украины. И сам план приближения членства в НАТО состоит из пунктов, которые являются домашним заданием самой Украины. То есть это то, что необходимо ей самой. Почему туда попали такие вопросы, как экономические, политические, социальные и другие? Да потому что это и является объектом защиты альянса».
Украинская сторона делает акцент на реформе оборонного сектора. Президент Петр Порошенко регулярно заявляет о том, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) воюют в Донбассе, защищая не только Украину, но и Европу. Такого же мнения придерживается большинство украинских политиков. Экс-премьер, лидер партии «Народный фронт», основатель фонда «Открой Украину» Арсений Яценюк заявил, что сближение Украины с НАТО (в перспективе – членство) в интересах обеих сторон. «Сотни миллиардов (гривен. – «НГ»), которые мы тратим на нашу национальную безопасность и оборону, – это в том числе вклад в безопасность и оборону альянса… Какая из стран еще воюет с Россией, кроме Украины? Какие еще военнослужащие имеют такой опыт… против самой вооруженной армии на континенте? Борьбы с гибридной войной, с новыми российскими технологиями, с новым российским оружием?» – сказал Яценюк в ходе состоявшегося на днях в Киеве форума, в котором по приглашению фонда «Открой Украину» приняли участие в том числе послы США, Канады, глава представительства НАТО в Украине.
Лидер «Народного фронта» считает, что «не подлежит даже сомнению, что Украина нужна НАТО, как и НАТО нужно Украине». Он предложил свой план сближения: «Первый необходимый шаг – получение Украиной статуса партнера НАТО с расширенными возможностями (речь идет о Программе особых возможностей (Enhanced Opportunities Partners), в рамках которой Австралия, Финляндия, Швеция, Иордания, Грузия получили статус партнеров НАТО с расширенными возможностями. – «НГ»). Дальше – План действий относительно членства в НАТО. А затем альянс должен принять решение сделать Украину членом НАТО – сделать сильнее НАТО и мир. Это время придет. Давайте двигаться».
План Яценюка отличается от того, на что ранее надеялись в Киеве. Но и он сейчас вряд ли осуществим. Посол Украины при НАТО Вадим Пристайко в интервью агентству «Укринформ» сказал, что Программа особых возможностей – это клуб ближайших партнеров НАТО, которые не являются членами альянса, но готовы к тесному взаимодействию с ним. «То есть чисто формально эта программа не являет собой «прорыв» или даже механизм евро-атлантической интеграции», – отметил он. Посол сказал, что Украина сотрудничает с НАТО по разным направлениям, но сейчас речь не идет о присоединении к названной программе.
В Киеве считают хорошим знаком уже то, что украинская делегация принимает участие в саммите. Ведь, как известно, Венгрия с осени прошлого года блокирует диалог Украина–НАТО на высшем уровне. Право вето на решения НАТО, принимаемые консенсусом, Будапешт применяет из-за выяснения отношений с Киевом по поводу языковой статьи нового закона об образовании. Переговоры американского руководства с представителями венгерского правительства позволили снять напряженность и открыли путь к участию украинской делегации в саммите. Но Венгрия все же не согласилась на отдельную встречу Петра Порошенко с главами государств – членов НАТО. Сегодня состоится встреча в трехстороннем формате Украина–Грузия–НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг сообщил: «Мы встретимся с президентом Грузии и Украины, потому что это два наших ближайших партнера. Вместе мы обсудим региональные вызовы, реформы и продолжение поддержки НАТО».
Посол Вадим Пристайко рассказал «Укринформу»: «Наша цель – заручиться поддержкой коллег из НАТО в противостоянии с Российской Федерацией и в продолжении реформ системы обороны и безопасности». Одним из важнейших вопросов, по словам украинского чиновника, станет безопасность в Черноморском регионе. «Очертив самые крупные угрозы, с которыми сталкиваются наши государства, уточнить совместные шаги в противостоянии этим вызовам», – так Пристайко сформулировал задачу на сегодня.
В Украине все чаще говорят об «угрозе с моря». Экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж рассказал «Апострофу», как видится ситуация в Киеве: «Сегодня Россия пытается занять стратегические позиции в прилегающей к Черному морю акватории вокруг нашего государства. Поэтому наряду с усилением российской позиции в самом Крыму (речь, например, о новейших комплексах С-400) они наращивают присутствие в Азовском море, особенно там, где нет линии разграничения. Россия очень удачно пользуется соглашением от 2003 года о совместном использовании Азовского моря».
Эксперты в Киеве считают, что на саммите НАТО ситуация будет обсуждаться. Но и украинская сторона, и Запад ожидают, что решение проблемы будет найдено в ходе встречи президентов Трампа и Путина. Эта встреча, запланированная на 16 июля, привлекает гораздо больше внимания, чем саммит НАТО. Алена Гетьманчук в статье для «Зеркала недели» указала, что «уровень повышенной обеспокоенности по поводу встречи (Трампа и Путина) демонстрирует, насколько уязвимыми и даже хрупкими являются украинско-американские отношения при президенте Трампе. Хотя Дональд Трамп – далеко не первый и, возможно, не последний президент США, который ищет пути «перезагрузки» отношений с Владимиром Путиным». Политолог указала, что американский президент не имеет никакой эмоциональной связи с Украиной. Будущее страны он видит не как поле внешнеполитических возможностей, а как проблему (в том числе в американско-российских отношениях), которую нужно решить. В Украине уже вторую неделю гадают, чего ждать по итогам встречи президентов США и РФ. От саммита НАТО никаких сюрпризов не ждут.
Киев
комментарии(0)