Пока еще Петр Порошенко остается действующим президентом, но что будет потом? Фото Reuters
В Украине могут начать расследование в отношении бывших членов команды Порошенко и его самого. В понедельник Генпрокуратура вызвала на допрос экс-главу Нацбанка Валерию Гонтареву, экс-руководителя администрации президента Бориса Ложкина и его зама Алексея Филатова. Во вторник Госбюро расследований провело обыски в Антикоррупционном бюро. На вечер уходящий президент назначил совещание с депутатами от «Блока Петра Порошенко» (БПП).
Член БПП Иван Винник сказал журналистам, что депутаты хотят услышать, «как президент собирается бороться за политическую карьеру своей политической силы». Накануне, выступая перед сторонниками у здания администрации президента, Порошенко повторил, что не уходит из политики.
Кроме участия в парламентских выборах в октябре с.г. он анонсировал борьбу за кресло президента в 2024 году. Отвечая на призывы сторонников, Порошенко сказал: «Через год? Хорошо, друзья, через год так через год».
Если Верховная рада примет анонсированный председателем парламента Андреем Парубием закон о процедуре импичмента президента, то досрочные президентские выборы в Украине станут возможными. Юлия Тимошенко предложила коллегам создать условия, позволяющие новому президенту сменить правительство до парламентских выборов.
Примечательно, что после этого премьер-министр Владимир Гройсман (назначенный в 2016 году по предложению коалиции в составе БПП и «Народного фронта» Арсения Яценюка) заявил о готовности к сотрудничеству с Владимиром Зеленским. «Я считаю, что все ветви власти должны сотрудничать между собой – президент, парламент, правительство. Потому что есть одна цель – принимать правильные и эффективные решения. Люди избирают власть не для того, чтобы каждая ветвь ставила друг другу палки в колеса, а чтобы находить правильные решения для развития страны...» – сказал он. Представители окружения Гройсмана утверждают, что премьер будет участвовать в парламентской кампании со своей политической силой, отдельно от партии Порошенко.
Некоторые представители окружения пятого президента уже сейчас оказались под ударом, хотя Владимир Зеленский еще не вступил в должность, соответственно не принял ни одного решения и не провел переговоры. Повестки на допрос Гонтаревой, Ложкину и Филатову не стали неожиданностью. Еще в конце марта замглавы департамента международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры Константин Кулик сообщил, что упомянутые экс-чиновники должны дать показания по делу об обстоятельствах продажи сбежавшему из Украины олигарху Сергею Курченко холдинга УМХ. В то же время генпрокурор Юрий Луценко сказал журналистам о завершении расследования «дела Курченко», которого подозревают «в участии в преступной организации экс-президента Виктора Януковича и в совершении в ее составе особо тяжких преступлений против государства Украина».
Сообщение Кулика о вызове на допрос экс-чиновников из команды Порошенко вызвало скандал. В Генпрокуратуре не подтвердили информацию. А сам президент, который накануне второго тура выборов без приглашения пришел в студию телеканала «1+1» и выступал в прямом эфире, обвинил Кулика, который был приглашен на программу. «Еще месяц тому назад у господина Кулика не было никаких мыслей по этому поводу (о вероятной причастности окружения Порошенко к «делу Курченко». – «НГ»). Не было, пока он не поехал в Израиль», – подчеркнул президент. Тем самым он намекнул на то, что в компрометации Гонтаревой, Ложкина и Филатова может быть заинтересован проживающий в Израиле украинский бизнесмен Игорь Коломойский, который, как считается, сделал ставку на победу Владимира Зеленского.
Константин Кулик рискнул сказать в лицо президенту, что он и его администрация вмешивались в деятельность прокуратуры – не только по «делу Курченко», но также, например, по «делу Саакашвили». Порошенко дал понять, что прокурору придется ответить за свои слова. Но на этой неделе информация о вызове на допрос лиц, приближенных к Порошенко, подтвердилась. Правда, все они отказались приходить в Генпрокуратуру, обвинив следователей в попытке «решить политические задачи».
Так же сторонники Порошенко расценили и состоявшиеся во вторник обыски, которые Госбюро расследований проводило в Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ). Пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган пояснила журналистам, что обыски проводились под процессуальным руководством Генпрокуратуры и были связаны с расследованием дела «о возможном получении взяток правоохранительными органами за закрытие дел о хищении госсредств в оборонной сфере». То есть началось расследование, связанное с Укроборонпромом.
Коллегия судей Окружного административного суда Киева заявила о том, что президент Петр Порошенко, а также министр юстиции Павел Петренко и глава Нацбанка Яков Смолий пытались оказать влияние на судей и на работу суда. По украинскому законодательству это является преступлением. Заявление направлено в Высший совет правосудия, Госбюро расследований и в Генпрокуратуру. В составе коллегии, выступившей против команды Порошенко, – те судьи, которые 18 апреля удовлетворили иск бизнесмена Коломойского о признании незаконной национализации принадлежавшего ему ранее ПриватБанка.
В тот же день, за два дня до второго тура выборов, Петр Порошенко созвал экстренное заседание Совета нацбезопасности и обороны, в ходе которого заявил, что решение суда создает угрозы экономической безопасности государства. Он поручил СБУ и Генпрокуратуре разобраться, есть ли основания для возбуждения уголовного дела против судей «за неправосудные решения». Теперь сами судьи требуют «принять меры по защите от самоуправных и противоправных действий руководства государства».
Все нити расследований так или иначе сходятся на Генпрокуратуре – в том составе, в котором она была сформирована при президенте Порошенко. Руководитель ведомства Юрий Луценко сейчас не появляется на публике. Депутат от партии «Батькивщина» Игорь Луценко, который зарегистрировал проект постановления об отставке генпрокурора, заявил, что его тезка пытается быстро подстроиться под веяния нового времени.
Кстати, генпрокурор Юрий Луценко умудрился поссориться с американским посольством и с Госдепом США: в период предвыборной кампании он заявил, что после назначения послом Мари Йованович якобы дала ему список «неприкасаемых» граждан. Вашингтон жестко опроверг эту информацию. Сам Луценко спустя несколько недель признал, что все было не так: посол не приносила с собой и не писала список лиц «вне закона».
Но еще до этого признания, в конце марта, американские источники влиятельной украинской газеты «Зеркало недели» сообщили, что в США возбуждены уголовные дела по фактам злоупотреблений, совершенных людьми из команды президента Порошенко. «Прежде всего речь идет о выводе и об отмывании денег. Те же источники свидетельствуют, что некоторые фигуранты этих дел уже подписали соглашение о сотрудничестве со следствием и дают показания», – сообщила газета.
Эту информацию так никто и не прокомментировал. Примечательно, что сейчас Вашингтон быстро признал победу Владимира Зеленского. Спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер сказал в эфире американского канала PBS, что шестой президент Украины выступает за суверенитет и территориальную целостность своего государства. И в этом может рассчитывать на американскую поддержку. Волкер также поддержал идею прямых переговоров между Зеленским и президентом РФ Владимиром Путиным: «Украина и Россия должны вести прямые переговоры, поэтому я считаю, что его (Зеленского. – «НГ») желание поговорить с Путиным – это хорошо, а не плохо».
Зеленский после второго тура пообещал вскоре представить план завершения войны. И коротко сказал, что Украина под его руководством продолжит переговоры в Минске и работу в «нормандском формате»: «Мы будем действовать в «нормандском формате», будем продолжать минский процесс, мы будем его перезагружать. Я считаю, что там будут кадровые изменения. В любом случае мы будем продолжать минское направление и идти до конца – ради того, чтобы прекратить огонь. Потому что это самое главное для нас – вернуть наших ребят живыми». Своей первой задачей Зеленский назвал «вернуть наших всех заключенных, всех пленных, военнопленных».
Первый президент Украины Леонид Кравчук в комментарии украинскому телевидению отметил, что новый президент не может поступиться национальными интересами в вопросах суверенитета и территориальной целостности государства. А переговоры с российским президентом проводить нужно: «Я бы сказал ему очень откровенно, что пришло время решать. Ужас, кровь, смерть надо прекратить. И если мы этого не сделаем, то за нас никто не сделает. Тем более весь мир тоже хочет, чтобы мы прекратили эту бессмысленную войну».
Киев
комментарии(0)