Перед вылетом в Турцию Владимир Зеленский провел совещание с силовиками. Фото с сайта www.president.gov.ua
В Киеве не исключают скорого обострения в Донбассе. Публично обсуждается нарушение перемирия – во вторник погибли четверо украинских военнослужащих. Есть и непубличная информация, которой располагает украинская власть.
В среду президент Владимир Зеленский с опозданием начал визит в Турцию, поскольку утром проводил совещание силовиков, а затем позвонил Владимиру Путину. После разговора в офисе президента Украины состоялся короткий брифинг, начала которого журналисты ожидали несколько часов. Зеленский сказал, что разговор с российским президентом был длинным: «Сказал ему, что это (нарушение перемирия. – «НГ») нас не приближает к миру.
Я очень прошу повлиять на ту сторону, чтобы они прекратили убийства наших людей. Второй вопрос, который я поднял, – что мы продолжаем разминирование и нам нужно сократить с той стороны сроки строительства моста (у Станицы Луганской. – «НГ»)».
Зеленский выглядел уставшим, говорил охрипшим голосом, он пояснил журналистам, что заболел. Но присутствующие на брифинге отметили, что украинский президент выглядел встревоженным. Говоря, что должен срочно ехать в аэропорт, он бросил фразу, на которую обратили внимание: «Если что-то у нас произойдет, то мне придется возвращаться. Турецкая сторона об этом знает, президент Эрдоган относится к этому с пониманием. Но я надеюсь, что все будет нормально, все будет спокойно».
Кроме самого Зеленского в брифинге принял участие начальник Генштаба ВСУ Руслан Хомчак, который остался в офисе президента после закрытого совещания силовиков. Его заявление о том, что резервы ВСУ приведены в боевую готовность и «готовы в случае непрогнозируемой ситуации в Донбассе к соответствующему реагированию», тоже привлекло внимание. Но ни президент, ни начальник Генштаба эту тему не развивали.
Примечательно, что обстрел 6 августа был не первым нарушением режима перемирия. Хомчак сообщил, что с 21 июля в Донбассе погибли шесть украинских военнослужащих, были ранены девять человек. Он признал, что с начала режима прекращения огня число обстрелов снизилось, «но в районе Павлополя и Светлодарска обстрелы имеют прицельный характер». Как раз у Павлополя, по сообщению украинской стороны, во вторник погибли четыре военнослужащих. «Это был выстрел из гранатомета, была прикручена мина 82 мм миномета, которая попала прямо в окоп, где военные проводили инженерное оборудование позиций», – сказал начальник Генштаба ВСУ.
Тональность заявлений в среду по сравнению со вторником стала спокойнее. 6 августа Зеленский написал в соцсети: «Хлебное перемирие длилось 17 дней (с 21 июля. – «НГ»). Сегодняшний инцидент направлен на подрыв не только этого перемирия, но и переговорного процесса в целом. Украина искренне стремится к миру. И наше стремление неизменно. Сегодня весь мир увидел, кто именно мира не хочет».
На следующий день украинский президент обходился осторожными формулировками. Он коротко изложил разговор с российским лидером, но дал понять, что каждая из сторон осталась при своем мнении: «Я говорю, что наших людей (военнослужащих ВСУ. – «НГ») убивают… Мне говорят, что есть детали… что наши люди стреляют по гражданским…» Зеленский отказался подробно изложить детали телефонного разговора, попросив журналистов дождаться официального пресс-релиза: «Я хочу, чтобы те слова, которые были в телефонном разговоре, чтобы вы их увидели официально. И чтобы эти слова превратились в шаги».
Некоторые эксперты предположили, что Зеленский, говоря о переходе от слов к действиям, намекал на некие договоренности, достигнутые в разговоре с Путиным. Но пресс-релизы, обнародованные днем украинской и российской сторонами, не прояснили ситуацию. Единственной возможной договоренностью можно считать указанное в сообщении Кремля намерение «активизировать работу по возвращению удерживаемых лиц». В целом по ситуации в Донбассе стороны, насколько можно судить по официальным пресс-релизам, остались каждая при своем мнении. В Москве подтвердили, что Владимир Путин «подчеркнул, что для деэскалации конфликта необходимо прежде всего исключить дальнейшие обстрелы украинскими войсками населенных пунктов Донбасса». Но указали также, что в разговоре президентов затрагивался и другой вопрос: «Подтверждена (с российской стороны. – «НГ») исключительная важность последовательной реализации Минских договоренностей, включая юридические аспекты предоставления ДНР и ЛНР особого статуса».
Уже после российского сообщения пресс-служба украинского президента подтвердила, что эта тема звучала: «Владимир Зеленский подчеркнул, что будет защищать права всех украинцев, независимо от того, где они находятся, и для этого нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины (об особом статусе Донбасса. – «НГ»)». Зеленский в ходе брифинга сообщил, что намерен до конца дня в среду созвониться с лидерами Германии и Франции, чтобы максимально быстро провести встречу «нормандской четверки». «Хочу договориться о срочной встрече, чтобы мы не повторяли больше, что в этом году встреча в «нормандском формате» состоится. А сколько еще людей могут погибнуть «в этом году»?.. Нам нужно срочно, в ближайшее время встретиться, посмотреть друг другу в глаза и прекратить эту войну», – сказал Зеленский.
Украинский политолог, попросивший не упоминать его имени, отметил, что встреча «нормандской четверки», даже если она будет организована в ближайшее время, ничего не изменит: «Это ритуальный призыв – встретиться в том переговорном формате, который существует. Ну, встретятся… Владимир Путин снова повторит, что Украине следует вступить в прямые переговоры с ДНР/ЛНР и предоставить республикам особый статус. Владимир Зеленский снова не согласится. Тупик?»
Собеседник «НГ» отметил, что украинскому президенту нужно немного времени: «Он должен как-то реагировать на ситуацию в Донбассе, на гибель людей – он говорит о необходимости переговоров. Но что касается действий, то Зеленскому нужно дождаться хотя бы начала работы Верховной рады. Если бы он сейчас, допустим, вышел и сказал о прямых переговорах с Донецком и Луганском, если бы только упомянул об особом статусе, то через час начались бы акции протеста, организованные противниками Зеленского (вы обратили внимание, как оперативно вернулся в Украину с отдыха Петр Порошенко?)».
Политолог напомнил, что, по данным ряда соцопросов, украинцы выступают против решений, которыми мог бы быть предоставлен автономный статус ДНР и ЛНР (с правом формировать собственные силовые структуры и вести независимую экономическую политику). Более половины опрошенных также против объявления тотальной амнистии защитникам ДНР/ ЛНР, против проведения местных выборов в Донбассе на условиях Донецка и Луганска. Он считает, что если бы новая власть попыталась без согласования с обществом провести хоть какое-то из этих решений, то «еще до конца лета у нас бы мог вспыхнуть майдан: даже среди тех, кто голосовал за Зеленского, некоторые присоединились бы к акциям сторонников Порошенко».
Эксперт считает, что после начала работы Верховной рады, первое заседание которой назначено на 3 сентября, могла бы начаться подготовка общественного мнения к решению проблемы Донбасса. На этой неделе Владимир Зеленский утвердил персональный состав Комиссии по вопросам правовой политики, которая будет заниматься конституционной, судебной реформами, а также реинтеграцией территорий, которые Украина признает «временно оккупированными». В состав комиссии вошли ученые, юристы, правозащитники, адвокаты, прокуроры, бывшие судьи. Рабочую группу по вопросам «реинтеграции временно оккупированных территорий» возглавил представитель президента Украины в Автономной Республике Крым, юрист Антон Кориневич.
По словам собеседника «НГ», в составе группы – «люди, которые не согласятся на капитуляцию в войне с Россией, но согласятся на разумные компромиссы ради прекращения войны». Границы этих компромиссов еще предстоит определить. В Киеве сейчас опасаются давления в виде обострения ситуации в Донбассе. Именно так истолковывают заявления, прозвучавшие на брифинге в среду.
В тот же день помощник руководителя офиса президента Украины, военный эксперт Иван Апаршин заявил: «Располагая соответствующими данными, документами, анализом, я утверждаю, что в ближайшей или, возможно, в среднесрочной перспективе вооруженный конфликт с Россией является вероятным». Он подчеркнул, что это его личное мнение, а не официальная позиция офиса президента. Заявление Апаршина прозвучало в Институте Горшенина, где состоялся круглый стол на тему «Ключевые военные вызовы для Украины и возможности реагирования государства». Иван Апаршин отметил: «Я не говорю об уровне этой агрессии, ее масштабе, но к ней надо готовиться. И это нормально. Япония же готовится к цунами… Как эксперты по планированию, мы всегда принимаем во внимание максимальный возможный уровень угрозы».
Киев
комментарии(0)