Владимир Зеленский рискует, открывая рынок земли в Украине. Фото с сайта www.president.gov.ua
В 2020 году в Украине разрешат продажу земель сельхозназначения. До конца текущего года действует запрет на такую торговлю. Верховная рада ввела его в начале 2000-х и ежегодно продлевала. За это время в обществе сформировались стойкие предубеждения против рынка земли. Поэтому вопрос продажи сельскохозяйственных земель является одним из самых острых и опасных в украинской политике.
Находящиеся в частной собственности наделы (паи) по 1–3 га земли появились в Украине в конце 1990-х. Тогда земли бывшей коллективной собственности были распределены между гражданами. В первую очередь наделы получили те, кто ранее работал в колхозах и совхозах. «Собственниками паев на момент введения моратория (запрета на продажу сельхозземель. – «НГ») были 7 млн человек.
На данный момент 1 млн уже умерли, так и не получив возможности воспользоваться своим правом собственности», – написал инвестбанкир Сергей Фурса, которого цитирует издание «Новое время».
Введенный и продлеваемый парламентом мораторий позволяет собственникам сдавать их наделы в аренду и оставлять в наследство, но запрещает продавать или передавать в виде залога. Крупные сельхозпредприятия формируют обрабатываемые угодья, подписывая с собственниками договора долгосрочной аренды. Как пояснил «НГ» отраслевой эксперт, попросивший не упоминать его имени, иностранные компании работают на рынке, не имея права собственности на землю: «Они покупают не землю, а украинское сельхозпредприятие, которое арендовало у крестьян землю на 49 лет».
Как сказал украинским СМИ координатор проекта Land Matrix в Украине и Восточной Европе Михаил Амосов, сейчас в стране более 50 иностранных инвесторов обрабатывают землю: «Агрохолдинги покупают целые предприятия. Арендуют землю по низким ценам…» По его словам, в Европе крупным считается хозяйство, обрабатывающее 30–60 га земель, а в Украине некоторые компании сконцентрировали до 500 га. По примерным оценкам, украинские компании обрабатывают около 15% сельхозземель, иностранные – около 10%. Четверть сельхозземель (более 9 млн га) находится в госсобственности.
Всего страна располагает около 40 млн га земель сельхозназначения. Об этом заявил на днях в ходе украинско-турецкого бизнес-форума президент Владимир Зеленский: «В этом году мы обязательно проведем земельную реформу, что уже в следующем году позволит создать рынок земли в 40 млн га – земли, которая является одной из лучших в мире по своему качеству».
Чтобы реализовать планы новой команды власти, Верховная рада должна осенью принять закон «О рыночном обороте земель сельхозяйственного назначения». Подобные проекты ранее неоднократно разрабатывались – на этом настаивали международные партнеры и западные кредиторы Украины. Однако до рассмотрения в парламенте дело не доходило, поскольку политики опасались негативной реакции общества. Дело в том, что почти за два десятилетия действия моратория сами политики заявлениями сформировали представление о том, что с появлением рынка украинскую землю по дешевке скупят иностранцы и украинские олигархи, то есть – что у крестьян отберут последний ценный актив.
Опрос, проведенный осенью прошлого года социологической группой «Рейтинг», Киевским международным институтом социологии и Центром Разумкова, показал, что 72% украинцев против продажи земель сельхозназначения, 13% – за, 10% не смогли ответить. Больше всего противников рынка земли, как выяснили социологи, среди сельского населения, среди людей старшего поколения и среди наименее обеспеченных граждан. Эксперты отмечают, что опрос проводился в момент, когда уровень недоверия к власти (накануне президентских выборов) был чрезвычайно высоким. Это могло повлиять на результат.
Команда Зеленского сейчас пользуется рекордным кредитом доверия. Поэтому стремится как можно скорее провести те решения, которые требуют согласия общества. В конце июля замглавы офиса президента Алексей Гончарук сказал журналистам, что одно из таких решений – о рынке земли: «В нашей команде есть понимание, что если этого не сделать в этом году, то будет достаточно сложно. Мы проводим консультации со Всемирным банком относительно вариантов открытия рынка земли – ограничивать ее продажу иностранцам или нет. Разные подходы могут ускорить рост ВВП Украины от 0,5% до 3%. Мы ищем наименее болезненную, но наиболее эффективную модель».
Зеленский, подтверждая, что разные варианты рассматриваются, отметил, что одна из самых важных и сложных задач – «объяснить людям, что у них землю не отбирают». Сейчас, до начала работы Верховной рады, источники сообщают журналистам, что в законопроекте предусмотрен поэтапный переход к свободной продаже земли. С 2020 до 2025 года может быть запрещена покупка украинских сельхозземель иностранцами. Кстати, весной с.г. в Верховной раде был представлен проект земельной реформы, который предполагал запрет на покупку земли иностранным гражданам, юрлицам, государствам и лицам без гражданства.
Кроме того, речь идет об ограничении площадей, которыми могут владеть граждане Украины. Будет ли создан государственный земельный банк, какими будут методики определения стоимости земли – эти и многие другие вопросы обсуждаются.
Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев в интервью Landlord отметил, что цена на гектар украинской земли сформируется, когда появится рынок. Но для сравнения он предложил французский рынок: «Страна расположена в континентальной Европе, есть разделение по условиям для сельского хозяйства между южной и северной частями, французский аграрный сектор выращивает ряд культур, которые культивируются и в Украине, мы конкурируем за одни и те же рынки сбыта зерна. Исходя из этого можно предположить, что в Украине земля должна стоить от 3 тыс. до 15 тыс. долл. (за гектар) – в зависимости от регионального расположения».
Замглавы Нацбанка Украины Дмитрий Сологуб в интервью Financial Observer сказал, что украинская банковская система готова к работе в условиях действующего рынка сельскохозяйственной земли: «Земля – это актив. Банковская система готова к работе с землей. Для банковской системы эта реформа станет хорошим шагом, поскольку появляется дополнительный актив, который может выступать как залог по кредиту». Он отметил, что черный рынок земель существовал в Украине и ранее, но «реформа наведет порядок».
Эксперты в Киеве отмечают, что параметры будущего рынка земли могут обсуждаться в сентябре, когда, как предполагается, новое украинское правительство проведет с Международным валютным фондом переговоры об очередной кредитной программе. Оппозиция, вероятно, использует этот повод для обвинений в подчиненности украинской власти Западу. Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) после слов Зеленского о рынке земли в 2020 году обнародовала заявление: «Команда нового президента так и не представила четкого плана развития экономики и возрождения отечественной промышленности. Вместо этого мы видим лишь заявления о необходимости продать то, что удалось сохранить в собственности украинского народа, в том числе и главное природное богатство – сельскохозяйственную землю. Примечательно, что заявление об этом было сделано за границей, что явно демонстрирует, где «слуги народа» рассчитывают найти покупателей на народную собственность».
В ОПЗЖ требуют, чтобы законы о покупке-продаже сельхозземель принимались только после проведения всенародного референдума: «Никакая власть не вправе самостоятельно принимать такие решения». Однако в Украине сейчас нет действующего закона, позволяющего провести референдум.
В Верховной раде есть большинство в поддержку инициативы Зеленского о рынке земли. Партии «Слуга народа» и «Голос» смогут утвердить необходимые законы. Однако это вызовет жесткую критику оппозиции, в первую очередь – ОПЗЖ, которая получила второе место по итогам парламентских выборов. Каждая ошибка новой власти в решении проблемы земельной реформы грозит обернуться политической критикой, которая может найти отклик в обществе.
Киев
комментарии(0)