В Киеве на майдане Независимости начались акции с требованием против капитуляции. Фото Reuters
Представители партии Петра Порошенко «Европейская солидарность» инициируют создание Комитета защиты Украины. Они призвали все патриотические силы объединиться, чтобы не допустить реализации «формулы Штайнмайера». То есть прежний состав власти зовет людей на майдан. Поздним вечером 1 октября в Киеве начались акции протеста против действий команды Владимира Зеленского.
2 октября акции проходили на майдане Независимости и у здания Офиса президента на ул. Банковой, а также в ряде областных центров. В среду продолжились на площади Конституции возле Верховной рады. Участие в них приняли по несколько сотен человек с символикой националистических организаций, запрещенных в РФ: «Правый сектор», «Национальный корпус», «Нацдружины», «Свобода» и др.
Лидер партии «Национальный корпус» Андрей Билецкий через соцсети призвал всех патриотов присоединиться к «бессрочной акции против капитуляции». Комментируя подписание документов о признании Украиной «формулы Штайнмайера», Билецкий заявил: «Фактически это значит, что Украина сама узаконит на собственной территории пророссийские территориальные анклавы. Сегодня произошло то, о чем Черчилль говорил – сначала мы получим позор, а затем и войну…»
В первые два дня акция не нашла массовой поддержки. Большинство украинцев вообще не знают, что означает «формула Штайнмайера». А поэтому верят на слово политикам. Поскольку Владимир Зеленский и его партия «Слуга народа» после выборов пользуются высоким уровнем доверия, то этот кредит распространяется пока и на решения, принимаемые новой властью.
После обнародования информации о том, что Украина согласовала «формулу Штайнмайера», Зеленский провел брифинг, транслировавшийся новостными телеканалами. Он пояснил, что произошло: «Сегодня была устранена последняя преграда на пути к проведению саммита «нормандской четверки». Я думаю, что в ближайшее время мы будем знать дату (встречи лидеров Германии, Франции, РФ, Украины. – «НГ»)».
Кроме организационной стороны вопроса украинский президент сказал и о содержании договоренностей. По его словам, на уровне Трехсторонней контактной группы, работающей в Минске, был согласован механизм, согласно которому временно действующий закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вступит в силу при условии, что местные выборы в Донбассе будут проведены согласно украинской Конституции и украинскому законодательству, а также после публикации отчета ОБСЕ о соответствии этих выборов международным демократическим стандартам.
Напомним, закон, о котором сказал Зеленский, был принят Верховной радой 7-го созыва в сентябре 2014 года. Он предполагал предоставление широчайших полномочий местным органам власти на неподконтрольной Киеву территории Донбасса. Но саму власть следовало избрать в декабре того же года по украинскому законодательству. В ДНР и ЛНР проигнорировали этот закон и в ноябре 2014 года провели не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик.
Верховная рада 8-го созыва в марте 2015 года внесла поправки в закон, перечислив условия вступления его в силу: прекращение огня, отвод войск, обеспечение режима безопасности – то есть выполнение всех пунктов Минских соглашений, посвященных вопросам безопасности. Поскольку условие не было выполнено, закон официально является действующим, но не вступившим в силу. В 2014-м его принимали сроком на три года, а затем ежегодно продляли на год срок действия. Новой Верховной раде 9-го созыва предстоит в ближайшие месяцы решить вопрос, что делать с этим законом.
Зеленский в ходе брифинга отметил, что украинская власть не отказывается от позиции о необходимости до проведения выборов обеспечить безопасность в регионе: «Никаких выборов под дулами пулеметов не будет и не может быть». Он сказал журналистам, что все детали урегулирования будут изложены в законе «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», над которым будет работать парламент. «Не будет пересечена ни одна «красная линия» (в вопросах национальных интересов и безопасности Украины. – «НГ»)… Именно поэтому нет и не будет никогда никакой капитуляции», – заверил Зеленский.
Дипломат, депутат от партии «Слуга народа» Богдан Яременко, который возглавляет парламентский комитет по вопросам внешней политики, заявил, что споры не имеют смысла, потому что «1 октября никто ничего не подписывал. Представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Леонид Кучма письменно сообщил представителю ОБСЕ Мартину Сайдику о том, что Украину устраивают формулировки, согласованные советниками глав государств «нормандского формата» 1 сентября 2019 года». По словам Яременко, формулировки касаются проведения местных выборов в тех районах Донбасса, которые Украина признает «временно оккупированными». А ключевые позиции по урегулированию будут обсуждаться в ходе встречи лидеров «нормандской четверки».
В своем блоге Яременко уточнил: «Общее направление – Украина движется к прекращению кровопролития в Донбассе. Не уступая ни в чем принципиальном – ни в вопросах территориальной целостности, ни суверенитета, ни даже права по-своему толковать минские договоренности». А что касается тактики, то, по словам Яременко, украинская сторона согласилась обсуждать «формулу Штайнмайера»: «Все остальное – предмет для переговоров, результаты которых будут воплощаться в жизнь не изменениями в Конституцию, а законами Украины, которые принимает Верховная рада (что дает обществу возможность контроля)».
Тем не менее парламентские партии потребовали от президента более детальных объяснений, что именно было подписано и что украинская сторона обязалась делать. В среду утром Владимир Зеленский пришел в Верховную раду, где в закрытом режиме пару часов общался с депутатами. Убедил не всех: «формулу Штайнмайера» восприняли в штыки как «Европейская солидарность» Петра Порошенко и «Голос» Святослава Вакарчука, так и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
Порошенко, выступая с трибуны, заявил, что 1 октября украинская сторона «зафиксировала право «народа Донбасса» на самоопределение – вот о чем договорились!». Он сказал, что команда Зеленского фактически перечеркнула «дорожную карту» выполнения Минских соглашений, которую разработала и на которой настаивала с 2016 года команда Порошенко (отметим, что российская сторона не приняла этот вариант «дорожной карты», поэтому документ не был утвержден всеми сторонами).
В кулуарах Порошенко сказал журналистам, что украинский вариант «дорожной карты» предполагал выполнение на первом этапе всех без исключения пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности (включительно с последним пунктом о контроле над украинско-российской границей). «И только после этого переход к политическому процессу (второму этапу. – «НГ»). Важной составляющей является участие миротворцев с мандатом Совбеза ООН – как гаранта выполнения тех договоренностей, которые будут достигнуты в «нормандском формате», – подчеркнул Порошенко. По его словам, новая власть, отказавшись от идеи миротворцев и не настояв на двух этапах выполнения Минских соглашений, согласилась «с планом Путина превратить оккупированный Донбасс в аналог Приднестровья, чтобы он был якорем для евроинтеграционных и евро-атлантических стремлений Украины».
Юлия Тимошенко, выступая с трибуны, для начала заметила, что «не этот президент (не Зеленский. – «НГ») принимал закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей», но Зеленскому нужно найти выход из созданной ранее ситуации. «Мы как парламент, как команда должны встать возле президента, а скорее даже – крепостью перед ним… Что такое «формула Штайнмайера»? Сначала выборы на оккупированных территориях, а потом – как жизнь покажет. А нам нужна украинская формула: сначала полная демилитаризация, восстановление контроля над границей, возвращение (действия. – «НГ») закона, Конституции Украины, возобновление контроля над этой территорией – а потом выборы». Тимошенко, как и Порошенко, раскритиковала «формулу Штайнмайера»: «Это будет хуже, чем Приднестровье. Мы снова станем колонией России. Это недопустимо».
Суть претензий старой команды власти к новой – в том, что выборы в Донбассе согласно «формуле Штайнмайера» могут пройти не после, а до отвода войск и вооруженных формирований, а также получения украинской стороной контроля над границей с РФ. Соратница Порошенко Ирина Геращенко написала в соцсети, что теперь «Украину заставят провести выборы. Пушилины-дейнеги будут легализованы как представители местного самоуправления. РФ снимет с себя ответственность за разрушенный Донбасс. Восстановление похищенного, уничтоженного, разбитого ляжет на бюджет Украины. Да, Запад немного поможет, это обойдется ему в разы дешевле, чем санкции против РФ, которые снимут в следующем году». Чтобы не допустить такого сценария, еще один соратник пятого президента, экс-председатель Верховной рады Андрей Парубий призвал политические силы объединиться и создать Комитет защиты Украины.
Эксперты отмечают, что представители прежней команды власти, как показали выборы, не пользуются массовой поддержкой. Но и Зеленский очень рискует своим рейтингом (до нынешних событий – около 70% поддержки). Социолог, руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина в интервью агентству «Лига» отметила, что в обществе царят завышенные ожидания – мол, власть быстро решит все проблемы. «Если не будет громких скандалов, то рейтинг будет снижаться, но очень постепенно». Она уточнила, что на уровень поддержки влияют не только коррупционные скандалы, как бывало ранее. «Сейчас есть еще вопрос – как будет решаться с Донбассом, на каких условиях будет мир. Если «мир любой ценой» и цена окажется слишком высокой, очевидно, что по крайней мере западные и центральные регионы (не склонные к капитулянтским договоренностям с Москвой) возмутятся… Такие вещи, как всеобщая амнистия (защитникам ДНР/ЛНР. – «НГ»), не поддерживаются большинством. Автономия части Донбасса (ДНР/ЛНР. – «НГ») – не поддерживается».
Замдиректора Института мировой политики Николай Белесков сказал изданию «Обозреватель», что на сегодня еще ничего не решено. Однако «нынешняя власть загнала себя в ловушку завышенных ожиданий: население ждет быстрого мира, западные партнеры ждут быстрого мира. И Россия этим пользуется: хотите саммит в «нормандском формате»? Тогда сначала вы должны согласиться на этот момент («формулу Штайнмайера»)».
Эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко сказал изданию «Апостроф», что формула, о содержании которой идут споры, стала символом. Ее безоглядно критикуют те, для кого «любое отступление от текущего положения вещей – предательство». Политолог обратил внимание: «Между тем «формула Штайнмайера» вплетена в длинную цепь шагов по разрешению конфликта и не относится к числу самых важных из них. Это технический прием, на выполнении которого россияне настояли во многом потому, что увидели, какой резонанс этот вопрос вызвал внутри Украины. Формула превратилась в неплохой измерительный прибор, показывающий, насколько серьезно относится к дальнейшим шагам президент Владимир Зеленский и насколько сильны в Украине позиции противников любого урегулирования». На самом деле, по словам Капитоненко, украинская делегация в Минске письменно подтвердила только такую последовательность: «Временное действие закона об особом статусе – выборы – признание результатов ОБСЕ – постоянное действие закона. Но о других, более важных последовательностях – например, о выводе российских войск, об объеме и механизмах автономии – разговор еще только впереди».
Судя по реакции Донецка и Луганска на пояснения Зеленского о сути «формулы Штайнмайера», этот разговор обещает быть тяжелым. Главы ЛНР и ДНР Леонид Пасечник и Денис Пушилин обнародовали заявление, в котором утверждают, что по «формуле Штайнмайера» республики должны получить особый статус: «Мы сами будем решать, на каком языке говорить, какой будет наша экономика, как будет формироваться наша судебная система, как будет защищать наших граждан наша народная милиция и как мы будем интегрироваться с Россией. Это наше дело, наша цель». Они заявили о намерении «прийти к полному самоуправлению и самоопределению». И призвали президента Украина: «Не диктовать нам условия. Когда он говорит, что выборы в Донбассе пройдут только тогда, когда Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит».
То есть Владимир Зеленский сейчас оказался под ударом с обеих сторон. Парламентские партии потребовали от главы государства «лично донести депутатскому корпусу и общественности свою позицию по дальнейшей деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей». В Верховной раде ждут также руководителей силовых структур и МИДа: депутаты хотят понять, к чему идет. Сейчас Зеленскому напоминают его слова из инаугурационной речи: «Наша самая первая задача – прекращение огня на Донбассе. Меня часто спрашивали: а на что вы готовы ради прекращения огня? Странный вопрос. А на что готовы вы, украинцы, ради жизни близких вам людей? На что? Могу заверить: ради того, чтобы наши герои больше не гибли, я готов на все. Я точно не боюсь принимать сложные решения, я готов терять свою популярность, свои рейтинги, и, если нужно будет, я без колебаний готов потерять свою должность, чтобы только наступил мир. Не теряя наши территории… Не мы начали эту войну, но нам ее завершать».
Киев
комментарии(0)