В ОБСЕ отмечают рост числа нарушений режима прекращения огня. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский назвал условия соблюдения Киевом своих обязательств по разведению войск в Донбассе. Соответствующее заявление он сделал в ходе визита в Латвию. Зеленский также заметил, что закон об особом статусе Донбасса будет обсуждаться в Верховной раде, но пока что рано об этом говорить. Поскольку в зоне конфликта фиксируется увеличение числа обстрелов.
Владимир Зеленский отметил, что Киев «будет ожидать семь дней тишины». Факт соблюдения перемирия должна будет подтвердить мониторинговая миссия ОБСЕ. сказал Зеленский в среду на пресс-конференции с президентом Латвии Эгилсом Левитсом в Риге, трансляция которой велась на странице офиса президента Украины в Facebook.
По его словам, тишина продолжается два дня. «Будем верить, будем ждать, что семь дней будет тишина, и будем говорить об отведении», – подчеркнул украинский президент.
Во вторник, когда шло заседание трехсторонней контактной группы, украинская сторона сообщила о 26 ударах по позициям ВСУ: «В результате обстрелов двое военнослужащих Объединенных сил погибли, четверо получили ранения, еще один военнослужащий – боевую травму». Спецпредставитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик, по сообщению «Интерфакс-Украина», заявил в Минске: «К сожалению, не могу положительно оценить соблюдение режима прекращения огня. Число нарушений резко выросло».
Переговоры фактически были сорваны. Стороны собрались, но вместо конструктивного диалога перешли на ультиматумы. Это произошло впервые за время работы нового президента Украины Владимира Зеленского, который обещал принести мир в Донбасс.
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в официальном отчете отметила, что ее патрули стали получать отказы в передвижении в районе блокпостов со стороны ДНР/ЛНР. В документе были перечислены пункты, в которых патрулям ОБСЕ 14 октября запретили проезд: западнее населенного пункта Безымянное (100 км от Донецка), севернее населенного пункта Заиченко (в направлении Саханки), на северной окраине Новоазовского, у Изварина и Петровского.
Вопрос о допуске патрулей ОБСЕ на всю территорию Донбасса и на украинско-российскую границу задала на заседании в Минске украинская делегация. Но он стал только одной из тем. Пресс-секретарь представителя Украины в контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифер перечислила в соцсети весь список требований украинской стороны. Начала она с констатации, что «незаконные вооруженные формирования отдельных районов Донецкой и Луганской областей продолжают систематически нарушать режим тишины вдоль всей линии разграничения, в том числе у Золотого и Петровского». Украинская сторона, по словам Олифер, напомнила в Минске, что, согласно принятому в 2016 году решению, отвод войск в этих пунктах «может происходить только при условии соблюдения семидневного режима тишины на данных участках».
Киев не видит возможности сейчас отвести войска в Золотом и Петровском, поскольку обстрелы продолжаются. Кроме того, как заметила пресс-секретарь Кучмы, защитники ДНР/ЛНР «не отводят от линии разграничения тяжелую артиллерию, а вместо этого располагают на передовой танки и минометы». Украинская делегация подчеркнула, что в этот момент доступ миссии ОБСЕ к зонам контроля существенно затруднен.
Если ранее прекращение огня и отвод войск считалось одним из условий для начала политического урегулирования конфликта, то сейчас украинская сторона на переговорах в Минске обнародовала весь список своих требований. По этой причине российская делегация и ЛНР/ДНР ушли из зала, сообщают источники. В официальном сообщении сказано, что «заседание завершилось досрочно».
В соцсети Дарка Олифер подробно изложила, что именно потребовала украинская сторона – как условие выполнения тех пунктов Минских соглашений, которые посвящены политическому урегулированию, включая выборы по «формуле Штайнмайера». «Роспуск квазигруппировок «ЛРН/ДНР»; полное прекращение огня; обеспечение эффективного мониторинга миссии ОБСЕ на всей территории Украины; выведение с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил и средств вдоль всей линии разграничения; обеспечение работы ЦИК Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля за неподконтрольным Украине участком украинско-российской границы и выполнение других пунктов, предусмотренных украинским и международным законодательствами, а также Минскими соглашениями».
Этот перечень удивил даже соратников Петра Порошенко, которые попытались поднять волну протестных акций, обвиняя Владимира Зеленского в капитуляции по «формуле Штайнмайера». В среду член «Европейской солидарности» Порошенко Ирина Геращенко, которая ранее участвовала в Минских переговорах, заявила с трибуны Верховной рады, что условия, обнародованные на этой неделе в Минске, совпадают с подходом команды Порошенко.
В целом они совпадают и с настроениями в украинском обществе. Опрос Центра Разумкова показал: 56% граждан Украины выступают против предоставления и закрепления в Конституции страны особого статуса ДНР/ЛНР (поддерживают 26%). В целом идею федерализации Украины не поддерживают 63%, поддерживают 17%.
Украинцы не изменили отношения и к выполнению отдельных пунктов Минских соглашений. Амнистию всем, кто принимал участие в военных действиях против ВСУ, не поддерживают 59% (поддерживают 18%); восстановление торгово-экономических связей с неподконтрольными районами не поддерживают 47% (поддерживают 36%).
Социологи предложили респондентам также перечень компромиссных решений, которые теоретически могли бы способствовать завершению конфликта. Отказ от евроинтеграции поддержали бы 19%, не поддержали бы 59%; отказ о перспективы членства в НАТО поддержали бы 25%, не поддержали бы 54%; предоставление русскому языку статуса второго государственного поддержали бы 29,5%, не поддержали 56%.
Большинство украинцев (56%) требуют, чтобы ДНР/ЛНР были ликвидированы, а неподконтрольные Киеву территории вернулись в состав Украины на довоенных условиях. Кроме того, 13,5% хотят, чтобы территории вернулись под контроль украинской стороны, но получили больше независимости от Киева; 10% – чтобы ДНР/ЛНР отделились от Украины и получили независимость; 3% – чтобы республики вошли в состав РФ. Вообще, оценивая конфликт в Донбассе, 40% украинцев назвали его украинско-российской войной, 20% – сепаратистским восстанием, которое поддержала Россия, 15% – гражданской войной между проукраински и пророссийски настроенными гражданами Украины, 7% – войной на украинской территории между РФ и США. При этом воевать за Донбасс до победного конца готовы 23,5% украинцев (против силового сценария – 52%).
Как и прежние опросы, новое исследование подтвердило, что большинство украинцев хотят установления мира, но ради этого не готовы разрешить власти идти на любые уступки противоположной стороне. Те компромиссные решения, которые прописаны в Минских соглашениях, не воспринимаются обществом.
Политический эксперт Андрей Головачев считает, что общество снова загоняет власть в рамки невыполнимых условий. В колонке для «Главреда» он отметил: «Общество в массе своей хочет, чтобы все было по-старому, как до февраля 2014 года. Но такой альтернативы уже нет. Это понял весь мир, но украинцы пока с этим смириться не могут. Этот вывод подтверждается социологией. Так, 80% общества желают мира. Но при этом 60% – против представления автономии для ЛДНР; 60% – против амнистии тем, кто воевал на стороне ЛДНР». По мнению эксперта, Владимир Зеленский изначально опирался на тех, кто хочет мира. Но вскоре столкнулся с протестом этих людей против инструментов достижения мира: «Самая сложная проблема для урегулирования конфликта в Донбассе – психологическая: необходимость смириться с мыслью, что так, как раньше, не будет уже никогда… Смириться с тем, что Донбасс может вернуться только с особым статусом или он не вернется вовсе».
Головачев отметил, что на сегодня выбор не сделан, и это значит, что «конфликт будет продолжаться до тех пор, пока общество не смирится с неизбежным и не выберет одну из реально осуществимых альтернатив».
Киев
комментарии(0)