Юлия Тимошенко предложила дифференцированный подход к секторам экономики. Фото с сайта www.ba.org.ua
Правительство Украины обратится в Международный валютный фонд (МВФ) с просьбой о финансовой помощи для противодействия распространению коронавируса. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль. Новая программа кредитования, о которой стороны договорились в декабре, так и не была утверждена советом директоров МВФ. Из-за ситуации, сложившейся в марте, в Киеве снова заговорили о дефолте.
Курс гривны снижается вторую неделю подряд. В 2019 году позиции нацвалюты укрепились и в начале 2020 года прочно держались на уровне 23–24 грн за доллар. С введением первых карантинных мер курс опустился до 25–26 грн за доллар. А после принятия Верховной радой закона о противодействии эпидемии гривна подешевела до уровня 28–29 грн за доллар. Эксперты объясняют ситуацию паникой: из-за карантинных мер в Украине приостановлена или парализована работа многих сфер бизнеса. Люди бросились делать запасы, как продуктовые, так и валютные. «За пять рабочих дней общий спрос на валюту составил 2,1 млрд долл. Большая часть была выкуплена украинскими компаниями, население скупило 300 млн долл. валюты, нерезиденты – 8 млн долл.», – сообщила «Экономическая правда».
По данным экспертов, Нацбанк за последние неполные две недели потратил на поддержку курса гривны около 1 млрд долл. Залотовалютные резервы страны составляют около 25 млрд долл. В этом году Украине предстоят значительные выплаты по внешнему долгу. Ранее предполагалось, что эти расходы могут быть покрыты за счет новых заимствований. Но в начале года подписание программы сотрудничества с МВФ было отложено. Считалось, что решение будет принято после того, как Верховная рада утвердит ряд законов (в частности, об открытии рынка сельскохозяйственной земли, о невозвращении обанкротившихся и национализированных банков бывшим владельцам, о новом трудовом праве).
Все перечисленные законы вызывают острые политические споры. До введения карантинных мер Верховная рада рассматривала поправки в закон о рынке земли, теперь эта работа приостановлена. А потребности в привлечении финансов даже увеличились.
Бывший вице-премьер Геннадий Зубко в колонке для «Левого берега» отметил, что введенные карантинные меры могут иметь эффект домино в экономике. Закрытые предприятия – это невыплаченные зарплаты, неуплата налогов и единого социального взноса, невозвращенные кредиты, дефицит местных бюджетов. Он считает, что власть должна очень точно и профессионально рассчитать последствия всех решений.
Бывший министр финансов Александр Данилюк в колонке для «Экономической правды» отметил, что расчеты сложны: «Одновременно совпали несколько факторов, что угрожает значительной дестабилизацией в стране. Это – пандемия, финансовый кризис и торговые войны. Внешние факторы являются, безусловно, доминирующими. Но к ним прибавились и внутренние – несвоевременные кадровые решения, невыполнение госбюджета, спад промпроизводства, популизм накануне местных выборов, политические качели в связи с переговорами с РФ». По мнению экс-министра, это создает огромные риски для украинской экономики, которая «существенно замедлится и может войти в рецессию». Кроме того, Данилюк обратил внимание: «Привлечение капитала для частного бизнеса и государства будет невозможным как минимум в течение шести месяцев, но возможно – и в течение нескольких лет. Это ограничивает возможности финансирования, а также создает реальные риски дефолта по долговым обязательствам».
На днях глава Нацбанка Яков Смолий заверил: «Мы не видим оснований для такого развития событий и не рассматриваем вариант дефолта для Украины». Однако несколько десятков экономистов и руководителей аналитических центров, обратившихся к руководству Украины с открытым письмом, отметили: «В последнее время обсуждается возможность объявить стихийный дефолт – то есть отказаться платить по долгам государства. Мы подчеркиваем резко негативные последствия таких публичных дискуссий и реализации такого шага…»
Авторы обращения напомнили власти, что «долг никуда не исчезнет», договариваться о его возвращении все равно придется. «Украине осталось погасить в 2020 году 3,8 млрд долл. внешних долгов. Из этой суммы только 1,3 млрд долл. составляет долг перед частными кредиторами… Остальное – это обязательства перед официальными кредиторами (включая 1 млрд долл. обязательств под гарантию правительства США). Если просто отказаться платить, отношения со всеми международными партнерами будут разрушены и Украина окажется в международной изоляции…» – сказано в письме. Перечислив другие риски, экономисты призвали Киев возобновить сотрудничество с МВФ.
Перспективы переговоров по поводу нового кредита или финансовой помощи пока не ясны. На этой неделе Минфинан снова провел аукцион по продаже облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) на сумму 71,6 млн долл. (долларовые облигации со сроком обращения 10 месяцев, средневзвешенная ставка доходности – 3,5%). Ранее аукционы не проводились несколько недель из-за «высокой волатильности на глобальных рынках капитала».
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко предлагает власть не ждать, а принимать превентивные меры. Она сказала в интервью телеканалу «Наш»: «Нужно немедленно говорить о реструктуризации долга… У нас треть расходов госбюджета сейчас идет на возвращение и обслуживание долгов». Тимошенко предложила команде Владимира Зеленского помощь в разработке программы спасения для каждой отдельной отрасли экономики.
Киев
комментарии(0)