Встреч в Эргнети не было около года. Фото со страницы Миссии наблюдателей ЕС в Грузии в Twitter
В местечке Эргнети Тбилиси и Цхинвали возобновили переговоры в рамках Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ), прерванные почти год назад. Информацию об этом распространила администрация Миссии наблюдателей ЕС (МНЕС), при участии которой проходят эти встречи. Ожидается, что стороны выскажут друг другу свои пожелания и претензии и попытаются решить какие-то вопросы.
Тбилиси ставит вопрос о свободном передвижении населения вышедшей из-под контроля автономии в грузинском направлении. Известно, что закрытие пропускных пунктов югоосетинской стороной обернулось тяжелым социальным положением прежде всего грузинской части населения частично признанной республики. Люди лишились возможности ездить на заработки в Тбилиси и другие города, торговать и, едва ли не самое главное, – качественной медицинской помощи, уровень которой выше, чем в Южной Осетии.
Режим на контрольно-пропускных пунктах Цхинвали ужесточил примерно год назад, когда грузинская сторона на подконтрольной территории обустроила дополнительный полицейский пост. В Южной Осетии сочли, что это требовало согласования, и в знак протеста, ужесточив пропускной режим, еще и прервали переговоры в Эргнети, требуя убрать полицию с нового места.
Помимо этого в списке требований грузинской делегации – немедленное освобождение задержанных осетинской стороной граждан Грузии Хвичи Мгебришвили и Зазы Гахеладзе, а также прекращение впредь подобных акций, которые Тбилиси называет «похищением мирных людей».
Мгебришвили был задержан на подконтрольной Цхинвали территории еще в начале июля. Его показания были записаны и показаны по местным телеканалам. Мгебришвили заявил, что перешел через границу в поисках… летучих мышей, за которых ему якобы было обещано щедрое вознаграждение. Произошедшее цхинвальская пропаганда тут же связала с лабораторией Лугара в Тбилиси, коронавирусом и объявила о попытках Грузии развязать биологическую войну. Понятно, что резонный вопрос о том, для чего с риском пробираться в Южную Осетию, если действительно так уж понадобились летучие мыши, а не ловить их в более безопасных местах, где этих зверьков точно не меньше, остался без ответа. Грузинская сторона считает, что абсурдное признание Мгебришвили сделал под давлением.
С Гахеладзе тоже странная ситуация. Впервые за все время осетинская сторона при задержании применила оружие, легко ранив человека. Свои действия силовики объяснили тем, что Гахеладзе выстрелил первым из своего ружья. Грузинская сторона, в свою очередь, уверяет, что ружья у Гахеладзе не было и на подконтрольную Цхинвали территорию он забрел случайно, собирая грибы. Приятель Гахеладзе, которому удалось скрыться, подтверждая «грибную» версию, говорит, что оружия у них не было.
У осетинской стороны по большому счету одно требование к грузинской, не считая заведомо невыполнимого о признании суверенитета республики, – прекратить проникновения на подконтрольную ей территорию и провокации на границе, которую она считает государственной, а грузинская – административной или линией оккупации.
Впрочем, претензий у Цхинвали может стать больше, если власти Грузии примут во внимание коллективное заявление сразу нескольких заметных неправительственных организаций (НПО), в котором содержится требование «отменить ограничения на въезд в прилегающие к линиям оккупации села для представителей СМИ, политиков и НПО».
«Ограничения препятствуют изучению социальной и правовой ситуации в деревнях, прилегающих к демаркационным линиям, и их публичности», – говорится в заявлении и подчеркивается, что речь идет о населенных пунктах, подконтрольных официальному Тбилиси, и об ограничениях, введенных грузинскими же властями.
«Власти оправдывают ограничения соображениями безопасности, в частности попыткой избежать провокаций вдоль оккупационной линии и защитой представителей СМИ и гражданских активистов… Такого рода объяснения, когда в этих селах живут сотни людей, непостижимы», – отмечают активисты.
комментарии(0)