В ЛНР строят контрольно-пропускные пункты с Украиной. Фото с сайта www.lug-info.com
На 4 ноября запланирована экстренная видеоконференция Минской группы по урегулированию в Донбассе. Стороны сообщают, что будут представлены проекты документа, позволяющего выполнить Минские соглашения. Хотя новость преподносится как сенсация, но договоренность о «дорожной карте» была достигнута в формате Нормандской четверки еще в октябре 2016 года. Выполнить ее до сих пор не удавалось.
За прошедшие четыре года стороны не смогли утвердить единый план-график действий по урегулированию, поскольку по-разному видят цель Минских соглашений. ДНР и ЛНР (на стороне которых в данном вопросе выступает Россия) добиваются предоставления республикам особого статуса с закреплением его в Конституции Украины. Для этого требуется только выполнить Минские соглашения в той очередности, в которой они записаны. Киев, напротив, нацелен на ликвидацию ДНР/ЛНР и восстановление украинской юрисдикции в довоенных границах Донецкой и Луганской областей. Для этого украинская сторона предлагает выполнить вначале все пункты Минских соглашений, посвященные обеспечению безопасности, а только потом – политические пункты.
По очевидным причинам в Донецке и Луганске категорически отвергли украинские требования и созданный на их основе проект «дорожной карты».
Разблокировать переговорный процесс попытался Владимир Зеленский. Летом прошлого года и в июне с.г. руководство украинской делегации на Минских переговорах упоминало о президентской «дорожной карте», но подробности новых предложений ни разу не обнародовались. Первый президент Украины Леонид Кравчук, возглавивший киевскую переговорную группу в этом году, ранее упоминал о том, что «особый статус» может быть заменен свободной экономической зоной и временной международной администрацией в Донбассе.
В целом украинский подход к разрешению конфликта не изменился: Киев не собирается легализовать ДНР/ЛНР, а расширенные полномочия местным органам власти готов предоставить только после выборов, которые пройдут в регионе по украинскому законодательству. Сами выборы считаются возможными после восстановления юрисдикции Украины над регионом и контроля над границей с РФ.
Президент Владимир Зеленский в недавнем интервью Би-би-си отметил: «Передача границы украинской власти после выборов (в Донбассе. – «НГ») – это неправильно. Мы не можем обеспечить выборы там (в неподконтрольных районах. – «НГ»). Никто из наблюдателей не приедет. Кто будет приезжать на ту часть и проводить там выборы, если там есть вооруженные люди? Все это понимают… Надо, чтобы «Минск» (Минский процесс и Минские соглашения. – «НГ») был немного более гибким. Вы понимаете, что прошло время…»
Такую же точку зрения изложил на днях в интервью «Интерфакс-Украина» министр иностранных дел Дмитрий Кулеба: «Если мы будем подходить к действующим Минским договоренностям как к чему-то высеченному в камне, тогда ничего никуда не взлетит, потому что реальность меняется. Нужно искать решения внутри имеющихся договоренностей. Написание новых договоренностей является очень рискованным путем и не является эффективным способом решения проблемы». Министр отметил, что проблема даже не в тексте Минских соглашений, а в целях сторон: «Цель РФ – максимальное ослабление Украины изнутри, и пока эта цель останется неизменной, можно иметь Минск-3, 4, 5, 6, но они не будут выполняться».
К 4 ноября стороны собираются представить свои проекты «дорожной карты», базирующиеся на существующих Минских соглашениях. Руководитель российской делегации Борис Грызлов сообщил: «На заседании контактной группы 14 октября 2020 года представители Донбасса предложили проект «дорожной карты» – пошаговый план всеобъемлющего мирного урегулирования конфликта на Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями и резолюцией Совбеза ООН. После длительных попыток уклониться от работы над «дорожной картой» сегодня (28 октября. – «НГ») Киев наконец-то взял обязательства в недельный срок представить свой проект «дорожной карты»… Таким образом, могут быть созданы условия для выхода из тупика в переговорах». Руководитель украинской делегации Леонид Кравчук сказал: «Украина также подготовит свой проект плана действий. Поэтому предлагаем через неделю досрочно собрать заседание трехсторонней контактной группы, чтобы продемонстрировать нашу готовность решить насущные вопросы…»
Включенный в состав украинской делегации в мае с.г. журналист Сергей Гармаш написал в блоге, что российская сторона увязывает с «дорожной картой» (или планом действий по урегулированию) все другие вопросы, включая обмен удерживаемыми лицами и разминирование территорий. «Мы, чтобы разблокировать переговоры, согласились на обсуждение в рамках трехсторонней контактной группы некоего нового документа, но, естественно, он должен быть подготовлен модератором от ОБСЕ на основании в том числе и нашего варианта «Плана действий». Свой план мы пообещали разработать и представить ОБСЕ в следующую среду. Теперь либо той стороне придется обсуждать компромиссный документ в политической подгруппе и, следовательно, разблокировать на время обсуждения работу других подгрупп. Либо отказаться от своей же идеи обсуждения «Плана действий» и загнать переговоры в еще больший тупик», – отметил Гармаш.
Судя по настроениям украинской стороны, на компромиссы надежды мало. Киев не намерен уступать в тех вопросах, которые еще при Порошенко были признаны красными линиями. А ДНР/ЛНР прогнозируемо не согласятся на украинский вариант урегулирования, предполагающий ликвидацию республик. Россия, как и прежде, предлагает Киеву вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском. Команда Зеленского исключает такие переговоры.
Еще накануне видеоконференции, состоявшейся на этой неделе, Леонид Кравчук сказал агентству УНН, что не видит возможности прорыва на переговорах в ближайшее время: «Я это вижу уже по материалам, которые они (российская сторона в Минской группе. – «НГ») раздают… Они не собираются идти на компромисс или вести какие-то разговоры, где можно было бы делать какие-то уступки навстречу… Они стоят очень твердо на каких-то непонятных позициях. И эти позиции не дают возможности договориться». По этому комментарию можно сделать вывод, что два разных варианта «дорожной карты» не просто отличаются, но содержат прямо противоположные, взаимоисключающие подходы – как и в 2016 году.
В марте украинский президент в интервью британской Guardian повторил: «Время идет. Мы можем потратить один год на все соглашение. Затем оно должно быть реализовано. Больший срок мы не можем позволить». По его словам, у украинской стороны есть несколько вариантов действий на тот случай, если найти компромисс в рамках Минских соглашений не получится. Запланированная на 4 ноября презентация проектов «дорожной карты» может стать последней попыткой договориться в этом году.
Киев
комментарии(0)