Дмитрий Кулеба рад любому сценарию приема Украины в НАТО. Фото со страницы Дмитрия Кулебы в Twitter
НАТО не станет посредником в урегулировании отношений между Венгрией и Украиной. Но Будапешт намерен использовать свое право вето на решения НАТО и препятствовать Киеву в интеграции с альянсом. Между тем министр обороны Украины Андрей Таран на днях заявил о том, что его страна уже в 2021 году может подписать План действий по получению членства (ПДЧ) в НАТО.
Андрей Таран, по сообщению пресс-службы Минобороны, заявил, что дипломаты стран – членов НАТО уже могут информировать руководство своих государств о намерениях Украины: «Мы будем надеяться на вашу всестороннюю поддержку относительно принятия такого решения (о предоставлении Украине ПДЧ. – «НГ») на следующем саммите НАТО в 2021 году». Он отметил, что украинская сторона закрепила в Конституции и в Стратегии нацбезопасности курс на членство в НАТО и в ЕС. Со стороны НАТО, по мнению министра, решение о сближении с Украиной и Грузией было бы правильным, поскольку оно «имело бы существенное влияние на евро-атлантическую безопасность и стабильность, в частности в Черноморском регионе».
Вопрос оборонного сотрудничества в Черном море обсуждался на днях в ходе видеоконференции министров иностранных дел стран – членов НАТО, к участию в которой был приглашен и глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба. Он в отличие от министра обороны не называет даты ожидаемого подписания ПДЧ. В середине ноября во время международной конференции Кулеба отметил, что этот вопрос не стоит возносить в ранг культа: «Позиция Украины проста: если ПДЧ является чем-то, что в дальнейшем упростит наш путь к членству, то Украина и Грузия должны его получить. Но если союзники (члены НАТО. – «НГ») решат, что мы можем достичь такого же результата за определенный период времени без ПДЧ, то можем это обсудить».
Украинское внешнеполитическое ведомство убеждено, что сотрудничество развивается и выходит на новый уровень. Особо акцентируется внимание на намерениях НАТО взаимодействовать с Украиной в Черноморском регионе. В Украине цитируют слова генсека НАТО Йенса Столтенберга: «Мы продолжаем укреплять наше партнерство с Украиной»; «Мы способны предоставлять больше помощи…» Не меньше внимания привлекает и другое заявление Столтенберга, сделанное в ответ на жалобу Венгрии относительно притеснения в Украине венгерского нацменьшинства. Как писала «НГ», в начале текущей недели в благотворительном фонде венгров в Закарпатье прошли обыски, в результате которых Служба безопасности Украины изъяла материалы, которые могут быть признаны призывами к сепаратизму. Расследование еще продолжается.
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто предложил обсудить эту проблему в рамках министерской видеоконференции НАТО. Йенс Столтенберг, подводя итоги разговора, дал понять, что альянс не будет вмешиваться в ситуацию: «Я не буду вдаваться в детали закрытой дискуссии на заседании министров, но могу сказать, что, как хорошо известно, есть двусторонний спор между Венгрией и Украиной, и я надеюсь, что две страны будут способны его разрешить».
Спор продолжится, видимо, в структурах ЕС. Депутаты Европарламента, представляющие Венгрию, обнародовали заявление, в котором представили ситуацию в Закарпатье как конфликт на национальной почве – украинцы против венгров. По их мнению, в регионе начинается «гражданская война». «Мы считаем это позорным и глубоко осуждаем применение силы украинскими властями против лидеров и организаций венгерской общины в Закарпатье», – сказано в заявлении. В декабре Будапешт намерен внести этот вопрос в повестку дня Европарламента.
Как показали события последних лет, возможность оказывать влияние на отношения Украины и Венгрии есть в первую очередь у НАТО. Хотя Будапешт с 2017 года блокировал многие встречи и решения в рамках Комиссии Украина–НАТО, в то же время были исключительные случаи. Например, предоставление в этом году Украине статуса партнера программы расширенных возможностей в НАТО обошлось без венгерского вето. «Присоединившись к программе расширенных возможностей НАТО, мы стремимся расширить горизонты нашего партнерства», – сказал глава Минобороны Таран. Он отметил, что «это улица с двусторонним движением: мы получаем больше возможностей, но одновременно – и обязательства для достижения общих целей». В частности, по словам министра, ВСУ могут увеличить национальный взнос в операции НАТО и готовы к привлечению украинских военных к планированию операций альянса по урегулированию кризисов на ранних этапах.
Директор аналитического центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук считает, что это не означает возможности получить ПДЧ в следующем году. Она пояснила «Европейской правде», что только в 2023 году будет подводиться итог первого этапа сотрудничества Украины с НАТО в рамках программы расширенных возможностей. «Если мы сможем продемонстрировать, что этот статус мы используем эффективно, если к тому времени успешно имплементируем хотя бы одну-две годовые национальные программы, то это абсолютно реально (подписать ПДЧ. – «НГ») в 2023 году», – отметила она.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник сказал «Укринформу», что Украина сделала многое, чтобы ее стремление к членству в НАТО серьезно воспринималось внешнеполитическими партнерами. «В то же время мы слышим, что Украина должна провести реформы, ввести стандарты НАТО… И важно понимать, что оборонная реформа – это только 20% от того, что еще нужно, исходя из пяти разделов того же ПДЧ…» Мельник отметил, что даже если бы реформы проводились быстро и без проблем, на пути к подписанию ПДЧ, как и в 2008-м, может встать позиция отдельных государств. Кроме Венгрии, у которой есть претензии к Киеву по поводу языковой политики и положения нацменьшинства, против подписания ПДЧ с Украиной могут выступить, например, Германия и Франция. «Тут вопрос не в каком-то недружественном отношении к Украине. Это может касаться иллюзий относительно обязательств перед Россией. Или же надежд на то, что с этой страной все еще можно сотрудничать…» – пояснил он.
Военный эксперт Олег Жданов в ходе чата на «Главреде» усомнился в том, что в ближайшие годы в НАТО изменится отношение к Украине: «Если сейчас нас примут в НАТО, завтра Соединенным Штатам вместе с нами придется воевать против России, потому что – «один за всех и все за одного». Получается, что завтра американские войска должны будут занять оборону по линии разграничения с отдельными районами Донецкой и Луганской областей. Этого НАТО и США допустить не могут».
Киев
комментарии(0)