Збигнев Рау намерен в Киеве обсудить переговоры РФ и Запада. Фото со страницы МИД Польши в Flickr
Украинская делегация на минских переговорах не дала письменного ответа на предложения ДНР/ЛНР по урегулированию. «Москва разочарована», – охарактеризовал ситуацию во вторник член украинской переговорной группы Сергей Гармаш. В среду видеоконференция продолжилась, но никаких прорывов не ожидалось. В ближайшее время в ситуации попытается разобраться действующий глава ОБСЕ, министр иностранных дел Польши Збигнев Рау.
Визит председательствующего в этом году в ОБСЕ польского министра в Киев запланирован на четверг. Он проведет переговоры с президентом Владимиром Зеленским, главой украинского МИДа Дмитрием Кулебой, министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ириной Верещук, а также с руководством миссии ОБСЕ в Украине. На пятницу запланирован визит Рау к линии разграничения в Донбассе. А в начале следующей недели действующий глава ОБСЕ отправится на переговоры в Москву.
Поездка пришлась на очень напряженный момент: представители ДНР/ЛНР обратились к посреднику от ОБСЕ в минской переговорной группе, послу Микко Киннунену с официальным заявлением о том, что украинская сторона обязалась предоставить письменные ответы на их предложения по урегулированию. По их словам, обязательство взял на себя 26 января в Париже глава офиса президента Андрей Ермак, который представляет Украину на переговорах советников глав государств в Нормандском формате. В Киеве опровергли эту информацию. Советник главы офиса президента Михаил Подоляк сказал агентству «Интерфакс-Украина»: «Безусловно, нет и не может быть никаких юридически значимых обязательств украинских переговорщиков перед какими-либо представителями оккупационных структур. По очевидной причине: нет таких «представителей» в юридическом смысле».
В Донецке и Луганске ожидали получить письменные ответы украинской стороны в ходе заседания рабочих подгрупп минской группы 8 февраля или во время переговоров Трехсторонней контактной группы 9 февраля. По итогам первого дня работы член украинской делегации Гармаш написал в соцсети: «Никаких письменных ответов на документы (авторства) отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украина не давала. Представитель России (в подгруппе по политическим вопросам) Алексей Дмитриевский настаивал: «Ермак говорил, что Украина будет реагировать на все предложения по урегулированию». Так мы и реагируем. Мы готовы обсуждать все предложения, которые находятся в работе Трехсторонней контактной группы. Но договоренности о письменной форме таких реакций нет и не было…»
В опубликованном на днях интервью изданию «Цензор.нет» Сергей Гармаш рассказал, какие именно инициативы представлены Донецком и Луганском: «У них один главный документ – «План действий», который они называют «дорожной картой». Там предусмотрено утверждение (этого документа) Верховной радой и так называемыми Народными советами ДНР и ЛНР. То есть они ставят себя на один уровень с государством Украина». Идея непризнанных республик в том, чтобы украинская власть вступила с ними в прямые переговоры об особом статусе Донбасса, что означает легализацию ДНР/ЛНР и предоставление им широчайших полномочий. Для этого требуется выполнить Минские соглашения в том порядке, в котором записаны их пункты, перемежая вопросы, связанные с обеспечением безопасности, решением политических вопросов. Например, в середине списка – амнистия защитникам ДНР/ЛНР, проведение местных выборов, а в конце – передача контроля над украинско-российской границей.
В Киеве многие считают, что давление в виде «угрозы военного вторжения» направлено на принуждение украинской стороны к выполнению Минских соглашений именно в такой последовательности. «Москва хочет, чтобы мы начали рассматривать документы, которые в Трехсторонней контактной группе представляют отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Если сделаем это, мы де-факто признаем их (ДНР/ЛНР. – «НГ») стороной конфликта и субъектом переговоров. Собственно, именно этого Кремль и добивается все эти годы. Не знаю, осознают ли последствия такой «уступки» наши западные партнеры. Но у меня есть основания считать, что на прошлой встрече советников лидеров Нормандской четверки уже осуществлялось такое давление…» – сказал Гармаш.
Глава украинского МИДа заявляет, что никакого давления нет. В эфире ток-шоу «Право на власть» он сказал: «То, что Минские договоренности являются основой урегулирования, – это непреложный факт. Но есть российская интерпретация Минских договоренностей, которая не соответствует интересам Украины. Были случаи, когда нам что-то там пытались навязать… Сейчас никто не навязывает нам выполнения Минских соглашений на российских условиях. И не будет навязывать…» Между тем многие обратили внимание на то, что президент Франции по итогам визита в Москву и в Киев говорил о необходимости выполнения Минских соглашений, не вдаваясь в подробности российской и украинской интерпретаций. По крайней мере из заявлений Эмманюэля Макрона не следовало, что речь идет об украинском подходе относительно разделения Минских соглашений на два блока, чтобы на первом этапе выполнить только те пункты, которые посвящены обеспечению безопасности, а на втором – политические пункты.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сдержанно прокомментировал киевские заявления Макрона: «По тому, что было сказано на пресс-конференции, – там были позитивные сигналы о том, что решение в Украине может быть исключительно на базе реализации Минских соглашений, что верно. И это – плюс… Но, с другой стороны, мы не услышали каких-либо слов от президента Зеленского о том, что они готовы быстро заняться тем, чтобы выполнить то, что давным-давно должно было быть выполнено со стороны Киева. Поэтому есть и позитивные сигналы, есть и менее позитивные».
Переговоры давно зашли в тупик по одной причине: Киев видит своим противником в Донбассе Россию, от которой и требует выполнения Минских соглашений; а Москва считает конфликт внутренним украинским и, называя себя посредником, рекомендует украинской власти прямые переговоры с ДНР/ЛНР. На уровне Нормандской четверки такая ситуация сохраняется до сих пор. Поэтому попытка вовлечь Украину в рассмотрение документов авторства ДНР/ЛНР на минских переговорах имеет принципиальное значение с точки зрения развития ситуации.
Отказ украинской делегации дать письменный ответ может повысить риски эскалации. Чтобы избежать такого сценария, действующий глава ОБСЕ Збигнев Рау инициировал состоявшуюся в Вене дискуссию «Обновленный диалог по европейской безопасности» (Renewed OSCE European Security Dialogue, RESD). Он заявил, что сейчас существует наиболее высокий за последние 30 лет риск большой войны: «Эскалация конфликта вокруг Украины приведет не только к новым человеческим страданиям, она также будет иметь политические, стратегические, экономические и военные последствия…» Он предложил, чтобы ОБСЕ стала лидером в вопросах урегулирования: «ОБСЕ – это лучший форум для обсуждения вопросов безопасности, что может восстановить доверие и предсказуемость от Ванкувера до Владивостока… Эта организация остается ключевым столпом международной системы».
Американская делегация, включая участвовавшую в венской конференции замгоссекретаря США Венди Шерман, поддержала эту инициативу. Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич обратил внимание на тот факт, что «ОБСЕ не способна вести переговоры по оформлению юридически обязывающих договоренностей». Он сказал, что позиция РФ остается неизменной: «Нам нужно сфокусироваться на диалоге с Соединенными Штатами Америки и странами – членами НАТО, в рамках которого мы добиваемся заключения долгосрочных юридических обязательств».
Переговоры о гарантиях безопасности для России и интересах Украины длятся уже несколько недель в режиме «челночной дипломатии». Сейчас к ним подключается и Збигнев Рау. В то же время замглавы МИД Польши Мартин Пшидач, по сообщению «Европейской правды», заявил, что Запад не предаст Украину: «Нет такого согласия, нет готовности идти на компромиссы в основополагающих вопросах. Нет согласия на то, чтобы отдать Украину в создаваемые Россией сферы влияния».
Киев
комментарии(0)