Фото Reuters
Внешне в Украине ничего не изменилось после признания Россией независимости ДНР и ЛНР. Основной темой всех бытовых разговоров уже несколько месяцев остается угроза российского вторжения. Несмотря на тревожные настроения, никакой паники не наблюдается. Рядовые украинцы допускают возможность войны, но такое развитие событий не исключалось с 2014 года, а поэтому люди привыкли к этой мысли.
Ситуация в украинском обществе сейчас разительно отличается от той, которая наблюдалась в период крымского референдума и начала войны в Донбассе. Тогда многие не верили в происходящее и надеялись на то, что Запад найдет способ вернуть ситуацию в привычное русло. За прошедшие восемь лет украинцы научились надеяться на себя, поэтому многие гражданские прошли курсы тактической медицины, все научились собирать «тревожный рюкзак».Заседание Совета безопасности РФ, в ходе которого была поддержана идея признать независимость ДНР/ЛНР, для многих стало шоком – не по сути, а по тональности прозвучавших заявлений. А последовавшее обращение президента РФ в Украине восприняли как объявление войны. В понедельник вечером тревога нарастала. Президент Украины, проводивший телефонные переговоры с западными лидерами, обратился к гражданам своей страны только в 2 часа ночи. Улыбаясь, Зеленский заверил, что «нет причин не спать». Он признал существование серьезных угроз, но заверил, что Украина готова дать ответ в случае агрессии: «Мы на своей земле. Мы никого не боимся. Мы никому ничего не должны. Мы никому ничего не отдадим».
Во вторник ситуация в Украине оставалась внешне спокойной. Гривна незначительно подешевела (курс снизился в среднем с 28 до 29 грн. к доллару). В отделениях банков не было толп желающих снять деньги со счетов или поменять гривни на доллары и евро. В магазинах не увеличилось число покупателей и не уменьшилось число товаров, в том числе первой необходимости. На улицах ничего не свидетельствовало о панических настроениях, все выглядело как обычный день. Но во всех разговорах обсуждалась главная тема: ожидать ли войны только в Донбассе или также ракетных ударов по крупным городам и стратегическим объектам? Некоторое киевляне заранее увезли детей и пожилых родственников подальше от столицы. Оставшиеся продолжали жить обычной жизнью, но почти в каждом доме собран «тревожный рюкзак» с документами, медикаментами, водой и теплыми вещами.
Украинцы не хотят войны, боятся ее, но смирились с мыслью, что решение о войне от Украины не зависит. Примерно половина граждан, по данным соцопросов, готова защищать свое государство от внешней агрессии. Любопытно, что практически никто не сожалеет о том, что Украина не признала ДНР и ЛНР и не предоставила республикам особый статус. Как написал в соцсети бизнесмен и бывший депутат Михаил Бродский, «если бы мы реализовали «Минск», Украины бы не стало – было бы пять стран». Украинцы считают, что этот раскол не был бы простым и мирным.
Верховная Рада во вторник собралась, как обычно, в 10 часов утра. Депутаты утвердили очередное обращение к международным организациям и странам мира. Любопытно, что в зале было всего несколько депутатов от второй по численности фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь», которую в Украине считают пророссийской политической силой. ОПЗЖ последовательно выступала за выполнение Минских соглашений так, как они записаны, за прямые переговоры с ДНР/ЛНР и после этого – восстановление дружеских отношений с Россией. Украинские СМИ сообщили, что под угрозой войны большинство депутатов от этой фракции уехали из Украины, но не в Россию, а в европейские страны.
Оставшиеся в стране лидеры оппозиционных фракций заявили о готовности помочь действующей власти. На вечер вторника Владимир Зеленский впервые с момента избрания его президентом пригласил к себе в офис всех лидеров парламентских сил. Разговор проводился в закрытом режиме. После этой встречи ожидалось обращение Зеленского к народу. Ожидалось, что президент ответит на поступивший утром запрос МИД Украины о разрыве дипломатических отношений с Россией. Министр Дмитрий Кулеба заявил, что такое решение следовало принять еще в 2014г., после крымского референдума. Многие депутаты поддержали эту идею, заявляя, что признание ДНР/ЛНР – это уже «второй акт агрессии» и «новое вторжение». В Верховной Раде звучали также призывы к Зеленскому ввести военное положение в Донецкой и Луганской областях, поскольку в России признали ДНР/ЛНР в границах областей, что означало вероятность боевых действий за те районы, которые до сих пор оставались под контролем украинской стороны. Кстати, жители Мариуполя еще в ночь на вторник вышли на улицы с плакатами, на которых были написаны призывы к Украине защитить город: «Мариуполь – это Украина».
Зеленский во вторник утром не согласился с мнением депутатов о необходимых первоочередных решениях: «Относительно военного положения. Этот вопрос для нас понятен. Мы верим в то, что войны не будет мощной против Украины. И не будет широкой эскалации со стороны РФ. Если будет - будет введено военное положение».
комментарии(0)