Ираклий Гарибашвили выступил в парламенте с докладом о работе правительства. Фото с сайта www.gov.ge
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что его партия никогда не допустила бы войны с Россией, а значит, Абхазия и Южная Осетия до сих пор были бы под контролем Тбилиси. Политик уверен, что последние 11 лет – это лучшее, что могло случиться с республикой, но радикалы пытаются все испортить. Впрочем, с этим согласны не все.
«Исходя исключительно из интересов нашей страны и народа, мы избежали самого большого испытания – войны. Мы мудро и твердо привели нашу страну к миру, – сказал Гарибашвили, выступая перед парламентом. – Августовская война была, конечно, большой трагедией для нашей страны. К сожалению, тогдашнее безответственное правительство не смогло ее избежать. Если бы в 2008 году у власти были Бидзина Иванишвили и «Грузинская мечта», войны бы не было».
При этом он подчеркнул, что некие радикальные силы вновь пытаются втянуть Грузию в войну с Россией. Видимо, Гарибашвили намекал на «Единое национальное движение», которое обвиняет правительство в сговоре с Москвой. Как бы там ни было, премьер заверил, что правоохранительные органы принимают необходимые меры для борьбы с ними, а кабинет министров тем временем развивает национальную экономику и укрепляет суверенитет.
В частности, Гарибашвили напомнил, что за 11 лет «Грузинская мечта» сократила количество безработных с 27 до 17%, а бедных стало в два раза меньше – 15%. ВВП республики увеличился с 17 млрд лари до 80 млрд, а бюджет – с 8,5 млрд до 28,7 млрд. «Грузия занимает первое место среди стран – членов и стран -– кандидатов ЕС по темпам экономического роста», – подчеркнул Гарибашвили.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты разошлись во мнениях относительно того, можно ли считать «Грузинскую мечту» несостоявшимся спасителем территориальной целостности республики. «Думаю, уже в 2008-м в этой партии отлично понимали, что решать проблему Абхазии и Южной Осетии военным путем нельзя. Единственный способ – это дипломатия», – подчеркнул эксперт Финансового университета при правительстве РФ Шота Апхаидзе. «Не случайно сейчас Тбилиси не наращивает свою обороноспособность. Вместо этого грузинские власти вкладываются в развитие экономики, чтобы сделать страну более привлекательной для этих регионов. В свою очередь, Михаил Саакашвили, будучи президентом, под влиянием США занимался провокациями, игнорируя военную мощь России», – сказал эксперт.
Также Апхаидзе полагает, что у Грузии нет альтернативы экономическим связям с Россией. Если бы Тбилиси не торговал с Москвой, даже самое гениальное правительство не смогло бы вывести экономику республики на ее нынешний уровень, уверен эксперт.
«История не знает сослагательного наклонения, поэтому мы не можем говорить, как бы действовала «Грузинская мечта» в 2008 году. Все-таки она пришла к власти благодаря последствиям той войны и сейчас старается делать соответствующие популистские заявления», – отмечает заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов. «Если говорить о том, как все начиналось, то в первые часы Саакашвили говорил о локальной операции против Южной Осетии. Общество в целом поддержало это решение, однако душевный подъем был очень кратковременный; когда подключилась Россия, настроения изменились», – отметил он.
Тем не менее он согласен с тем, что экономическое сотрудничество с Россией позволило серьезно улучшить экономическое положение Грузии. «Прежде всего Москва предоставила республике свой гигантский рынок. Кроме того, благодаря безвизовому режиму российские туристы и мигранты насыщают бюджет республики сотнями миллионов долларов», – сказал Муханов.
«Гарибашвили пытается показать себя мудрым политиком, способным избежать войны. Однако странно думать, что Саакашвили или кто-то другой в Грузии хотел воевать с ядерной державой», – говорит грузинский политолог Ника Читадзе. «Если бы в 2008-м у власти была «Грузинская мечта», она бы скорее всего действовала по той же системе. Даже если бы в августе удалось избежать столкновения, оно бы произошло чуть позже», – сделал вывод эксперт.
По мнению Читадзе, к тому моменту конфликт между Тбилиси и Цхинвалом дошел до критического уровня. К тому же была напряженная обстановка на международной арене после признания независимости Косово.
«О каком миротворчестве со стороны «Грузинской мечты» идет речь, если с 2012 года Россия только наращивает свое присутствие в Абхазии и Южной Осетии, а Грузия дополнительно потеряла 12 тыс. кв. км в результате передвижения линии соприкосновения? Ясно, что в этом вопросе Москва не считается с интересами Тбилиси, а грузинские власти, желая сохранить экономические связи, игнорируют это обстоятельство. При этом за 11 лет можно было бы найти другие рынки сбыта своей продукции, но правительство решило развиваться в паре с Россией, углубляя свою зависимость от нее», – считает Читадзе.
Эксперт оговорился, что не считает целесообразным разрыв экономических связей с Москвой, но и превозносить их не хочет. Как сказал Читадзе, основной положительный эффект наблюдался в 2022–2023 годах за счет так называемых релокантов, в то же время из страны уехали 100 тыс. грузин, которые, видимо, не оценили достижения «Грузинской мечты».