Запорожская АЭС, похоже, становится элементом торга на возможных переговорах Киева с Москвой. Фото Reuters
Украинский лидер Владимир Зеленский не будет встречаться в Стамбуле 15 мая с другими представителями РФ – в отсутствие главы Российского государства Владимира Путина, так как это не президентский формат, заявил советник главы офиса президента Михаил Подоляк. Тогда как сам Зеленский решил изменить ранее предложенный Москвой переговорный формат, подразумевавший встречу на уровне делегаций сторон. В то же время спецпредставитель президента США Стив Уиткофф порекомендовал собственную повестку. И, в частности, вновь призвал вернуть Запорожскую АЭС наряду с приднепровскими участками в Херсонской области, что чревато угрозами для последующего энерго- и водоснабжения новых регионов России.
Если президент РФ Владимир Путин не прилетит в четверг в Стамбул, украинский лидер Владимир Зеленский не станет встречаться с другими российскими представителями, сообщил в обнародованном во вторник комментарии советник главы офиса президента Михаил Подоляк. По его словам, это «не формат президента», а потому Зеленский не будет общаться и с помощником Путина Владимиром Мединским, который возглавлял российскую делегацию на переговорах в Стамбуле в марте 2022 года, когда киевские власти отказались от уже парафированного ими итогового соглашения. При этом, по мнению Подоляка, решением СНБО (Совета нацбезопасности и обороны Украины) было бы возможно устранить и известное препятствие для переговоров на высшем уровне, проведение которых президент Зеленский запретил указом осенью 2022 года.
Накануне в очередном видеобращении и Владимир Зеленский посетовал, что Москва пока не откликнулась на его предложение о встрече на уровне лидеров. «Очень странное молчание», – добавил он. Хотя возникшую странную ситуацию, по сути, украинский лидер и создал. Поскольку в ответ на озвученное 11 мая Владимиром Путиным предложение провести 15-го числа в Стамбуле прямые переговоры без предварительных условий, с тем чтобы возобновить переговорный процесс, прерванный украинскими властями весной 2022 года, президент Украины поспешил объявить, что приедет в Стамбул лично. После чего президент США Дональд Трамп рассказал журналистам, что очень настаивал на проведении такой встречи и она очень важна. Попутно Трамп намекнул также на возможность собственного участия. А во вторник с визита в Саудовскую Аравию глава Белого дома начал свое турне по Ближнему Востоку.
В связи с этим в СМИ появились самые разные предположения. Причем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков лишь уточнил на брифинге 13 мая, что «российская сторона продолжает готовиться к переговорам, которые должны состояться в четверг». И пока других комментариев по предполагаемой российско-украинской встрече в Стамбуле Кремль давать не стал.
А потому, заметил «НГ» политолог Сергей Михеев, экспертам лишь остается гадать, каким окажется формат намеченных переговоров. «В принципе для России было бы целесообразно возобновить диалог на уровне делегаций. Такой формат использовался в ходе стамбульского переговорного процесса, возобновить который предложил президент России. Что пока не исключает и встречи на высшем уровне. Но соответствующее решение прежде всего может предполагать переговоры российского и американского лидеров. Тогда как встреча Путина с Зеленским, на мой взгляд, чревата низведением сегодняшней ситуации до дворового уровня. Поскольку Зеленский явно вознамерился устроить из переговоров балаган», – констатировал аналитик.
Между тем Владимир Зеленский незамедлительно откликнулся в соцсетях на вышеупомянутый комментарий Дональда Трампа: «Конечно, все мы в Украине хотели бы, чтобы президент Трамп смог быть там с нами – на этой встрече в Турции. Это верная идея. Многое можем изменить». И заодно напомнил, что поддерживал все инициативы главы Белого дома, в том числе и по 30-дневному прекращению боевых действий.
Однако осуществление упомянутой идеи, выполнения которой на днях ультимативно потребовали от РФ руководители западных стран, как раз не «многое может изменить». На что неоднократно указывали и в Москве, где последовательно выступали за устранение первопричин украинского военного конфликта, что, в частности, подразумевало бы денацификацию и демилитаризацию Украины при обеспечении ее нейтрального статуса и признании реального расклада «на земле».
В таких условиях представлялось симптоматичным, что спецпредставитель президента США Стив Уиткофф, тоже выступивший за скорейшее проведение прямых переговоров, фактически порекомендовал для них собственную повестку. По его определению, главными в Стамбуле должны стать вопросы разграничения территорий и обеспечения для украинской стороны использования Запорожской АЭС, а также ее доступа к водным путям, в частности по реке Днепр к Черному морю. Какие-то вещи было бы несложно решить, если посадить стороны за стол переговоров, уточнил Уиткофф. И, видимо, позабыл о том, как согласованная ранее в Эр-Рияде с украинской делегацией договоренность о 30-дневной приостановке ударов по энергообъектам далее неоднократно нарушалась Киевом, о чем представители Москвы исправно уведомляли Вашингтон. Не говоря уж о том, что вероятность передачи ЗАЭС представители РФ однозначно отвергали. И еще более неприемлемым выглядело предложение Уиткоффа об обеспечении доступа украинцев к Черному морю также по Днепру. Так как, с учетом географии, это могло подразумевать передачу им также подконтрольной РФ Каховской ГЭС и других приднепровских земель вместе с Северо-Крымским каналом, по которому Крым снабжался водой. То есть предложенным сценарием предусматривалось отлучить жителей новых регионов России, вошедших в ее состав на основе референдумов, как от последующего энерго-, так и водоснабжения. Притом что сегодня Запорожская АЭС находится в режиме «холодный останов» из-за продолжающихся обстрелов Вооруженных сил Украины, а уровень воды в названном канале снизился после осуществленного ВСУ подрыва Каховской ГЭС в июне 2023 года.
Возможно, допустил Сергей Михеев, американские представители вновь прибегли к известной переговорной тактике, когда предъявляются заведомо завышенные требования, чтобы затем участники дискуссии отступили к позициям, изначально казавшимся неприемлемыми. На таком фоне любые территориальные уступки граждане России восприняли бы как поражение. Тем более с учетом болезненного опыта ухода российских сил из-под Киева, а также из ряда районов в Харьковской и Херсонской областях в 2022 году. К тому же взамен американская сторона способна предложить разве что некоторое ослабление санкций, которые ранее были ею введены в качестве инструмента постоянного давления, уточнил собеседник «НГ».