Министры иностранных дел Румынии Оана-Сильвия Цою и Молдавии – Михай Попшой обсудили ситуацию на Украине.
Фото с сайта www.mfa.gov.md
В Румынии в следующем месяце откроют логистический хаб для помощи Украине, сообщила бухарестская пресса со ссылкой на заместителя командующего миссии НАТО NSATU генерала Майка Келлера. Однако бывший министр безопасности Республики Молдова (РМ) Анатол Плугару сказал «НГ», что этот хаб уже работает и вооружение из Румынии по молдавской территории поставляется на Украину. По его словам, «Молдова передана в распоряжение Вооруженных сил Украины (ВСУ), а президент Майя Санду (она же главнокомандующий ВС РМ) выполняет все, что ей говорят партнеры из стран НАТО». Военные поставки из Румынии идут в обход Приднестровья. Цель – Одесса: «Если «РФ отрежет Украине Черное море», то Молдова будет граничить с Россией», – заметил Плугару.
Министр иностранных дел Румынии Оана-Сильвия Цою в понедельник, 22 декабря, совершила рабочий визит в Республику Молдова по приглашению вице-премьера и министра иностранных дел Михая Попшоя. Румынский министр приняла участие в совещании руководителей дипломатических миссий и консульских учреждений Молдовы за рубежом. На нем была обсуждена ситуация на Украине.
В Кишинев после 15-летнего перерыва в понедельник пришел поезд из Одессы. После ударов российских военных по мосту через Днестр у села Маяки (Украина) в Одесской области фактически блокирован проезд по трассе Одесса–Рени (порт на Дунае с выходом в Черное море). Туда поставлялись грузы из румынского порта Констанца.
Украинские топливные эксперты полагают, что удары по мосту в Маяках могут заблокировать 60% импорта топлива на Украину и приведут к росту цен и дефициту бензина. В случае полного уничтожения моста попасть в порт на Дунае Измаил из «материковой» части Одесской области и обратно можно будет только через Румынию.
Между тем порт Рени находится в 70 км от Молдавии. Туда и пытаются бежать украинцы. Кишиневские СМИ сообщают, что за перевоз через Днестр просят до 10 тыс. грн с человека. Людям рекомендуют пересекать границу через Винницкую и Черновицкую области.
В качестве дополнительных мер по поддержанию транспортного сообщения и логистики в регионе «Укрзалізниця» («Украинская железная дорога») назначила дополнительные составы из Одессы и Киева до Кишинева для бесперебойного движения пассажиров. Об этом сообщил Алексей Кулеба, вице-премьер-министр по восстановлению Украины и министр развития общин и территорий.
С понедельника часть грузовых потоков на Украину временно направляется через Молдавию. Как сообщил Национальный центр управления кризисами РМ, «это решение необходимо для обеспечения непрерывного снабжения продуктами, гуманитарной помощью и другими товарами для населения, пострадавшего от войны, а также для поддержания работы логистических цепочек».
«Республика Молдова поддерживает эти усилия в рамках региональной солидарности, привлекая к координации все вовлеченные в процесс профильные ведомства. Государственные органы обеспечивают контролируемое направление транспортных потоков, применяют строгие таможенные меры и меры безопасности, а также постоянно сотрудничают с украинской стороной, чтобы избежать крупных пробок и снизить влияние на внутреннее движение. В то же время принимаются меры для защиты дорожной инфраструктуры, поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности на границе», – сообщает центр.
В Бухаресте отреагировали на события в Одесской области заявлением об открытии логистического хаба для помощи Украине.
По словам заместителя командующего миссии НАТО NSATU генерала Майка Келлера, новый центр логистики и координации должен существенно увеличить пропускную способность помощи на восточном фланге альянса и снизить нагрузку на польский хаб Жешува.
Центр будет находиться под прямым командованием НАТО и специализироваться на передаче артиллерии, средств ПВО и РЭБ. Он станет частью миссии NATO Security Assistance and Training to Ukraine, которая координирует военную помощь Украине.
Ранее США вывезли свои войска и оборудование из Жешува, оставив координацию этого хаба на усмотрение Европы и НАТО.
Кишинев в связи с ситуацией на Украине объявил о разрешении перенаправлять грузовые перевозки с Украины на фоне атак на объекты критической и транспортной инфраструктуры. Решение было принято 20 декабря Национальным кризисно-управленческим центром. В результате часть грузовых перевозок, в том числе грузовиков с товарами первой необходимости, будет временно перенаправлена через Республику Молдова.
«Транзит этих грузовиков необходим для обеспечения непрерывности поставок жизненно важных товаров, гуманитарной помощи и других необходимых грузов для пострадавшего населения, а также для поддержания функционирования логистических цепочек. Полная блокировка этих маршрутов имела бы прямые последствия для гуманитарной и экономической ситуации в регионе», – отметили молдавские власти.
|
|
Украинцы бегут в Молдавию через КПП у села Тудора. Фото Reuters |
«В урегулировании ситуации задействованы Генеральная инспекция пограничной полиции (ГИПП), Таможенная служба (ТС), Министерство инфраструктуры и регионального развития (МИДР), Национальное агентство автомобильного транспорта (АНТА), Генеральная инспекция полиции (ГИП), Генеральная инспекция по чрезвычайным ситуациям (ГИПСУ), а также другие соответствующие ведомства», – сообщают представители ведомств.
В то же время экс-министр безопасности РМ Анатол Плугару сказал «НГ», что грузы, в том числе военные, давно перевозятся через территорию Молдавии. Это не секрет, так как военный транспорт, накрытый брезентом, видят на молдавских дорогах жители республики и говорят об этом, так как боятся эскалации конфликта. «Действия молдавских властей давно превратили республику в зону легитимного военного удара со стороны РФ. Это случилось еще тогда, когда парламент РМ принял декларацию, в которой признал Россию агрессором, а Украину потерпевшей. Встав на сторону одной из конфликтующих сторон, Молдова стала целью для военных РФ. Практически наша страна находится в распоряжении ВСУ. И президент Санду выполняет все, что ей говорят партнеры стран НАТО. Маркулештский военный аэродром используется НАТО. Через него также идут военные поставки на Украину», – рассказал «НГ» бывший министр безопасности РМ.
Помочь Украине намерен и Азербайджан, но энергетически.
Как стало известно, Баку начнет поставлять газ на Украину через Грецию и Болгарию. Соответствующая схема одобрена Румынией, Молдавией, Грецией, Болгарией и Украиной. Теперь азербайджанский газ будет доставляться Киеву с греческого побережья.
Кодовое название маршрутов – Route 2 и Route 3, их задача – поставка азербайджанского газа из «Южного газового коридора». Реализация подобной конструкции обеспечит Украину диверсифицированными поставками природного газа: СПГ с плавучего терминала Alexndroupolis через газопровод IGB; через трубопровод азербайджанского газа по Трансадриатическому газопроводу. Об этом говорится в пресс-релизе трубопроводной компании ICGB – оператора интерконнектора Греция–Болгария (IGB), передает Logos-pres. md.
Трансадриатический газопровод – западный компонент «Южного газотранспортного коридора», предназначенного для транспортировки газа преимущественно из Прикаспия в Западную Европу. Он соединяет Трансанатолийский газопровод (Турция) на востоке с выходом в точке «Мелендуньо» на западе (Италия), введен в коммерческую эксплуатацию 15 ноября 2020 года.
Маршрут газопровода протяженностью 878 км пролегает через Грецию, Албанию, Адриатическое море (офшорная часть), Италию. В проекте снабжения газом Молдавии и Украины входит в Route 3, который начинается на соединении трубопроводов TAP и IGB и дальше идет по тому же пути, что и Route 2, в Молдову и далее на Украину.
В схеме поставок электроэнергии на Украину могло бы поучаствовать и Приднестровье, если бы на его Молдавскую ГРЭС поступал азербайджанский газ. Раньше, когда станция работала на российском газе, электроэнергия из Приднестровья поступала в Одесскую область.
После атак на Украине Румыния покрыла до 70% потребления электроэнергии Молдавии, сообщил министр энергетики Молдовы Дорин Жунгиету в ответ на запрос румынских СМИ. Дело в том, что Moldelectrica запросила поставки электроэнергии из румынской энергосистемы после отключения одного из энергетических блоков на Украине и нагрузки межсистемных линий электропередачи почти до технического предела. Кстати, после этого перестал работать Молдавский металлургический завод (ММЗ) в Приднестровье.
На этом фоне Румыния начинает строительство моста через Прут в молдавском приграничном городе Унгены.
Мост в Унгенах – стратегическое связующее звено между Румынией и Республикой Молдова. По сообщению властей, движение по мосту можно будет временно открыть с осени 2026 года, а завершение строительства автомагистрали объединения запланировано на 2029–2030 годы. Инвестиции полностью финансируются из европейских средств через Фонд объединения Европы, стоимость проекта превышает 30 млн евро.
Кроме того, построен уже понтонный мост у города Леова – также на реке Прут, и планируется строительство еще шести мостов.
Анатолий Плугару отметил, что все это – военные проекты, направленные на выход к Одессе. «Если РФ отрежет у Украины Черное море, то Молдова будет граничить с Россией», – резюмировал экс-министр.




