ДАВНО известно, что нельзя внести точность в рассуждения, если сначала она не введена в определения. Но это не для нас. Мы можем не только рассуждать, но и разрабатывать концепции, принимать законы, издавать нормативные акты, составлять программы и планы, не определившись, "что есть что". Не эта ли терминологическая тарабарщина положила начало беспределу и вседозволенности в нашей стране и мы не разглядели запланированную и финансируемую Западом контрреволюцию, прикрытую перестройкой, "реформами" и позволили разрушить наш великий родной дом?
Недавно отмечалось 60-летие всемирно-исторической победы под Сталинградом - городом чести и достоинства нации. Но такого города нет. Сталинград стерт с карты мира не вражеской армией, а росчерком пера.
23 февраля страна отметила День защитника Отечества. При всей торжественности и размахе праздник вызвал у людей недоумение. Почему он является праздником только Вооруженных сил? Почему из числа защитников оказались исключенными те, кто защищал и защищает Отечество в Пограничных и внутренних войсках, в органах государственной безопасности, в других войсках, воинских формированиях и органах? А разве не защищали и не защищают Отечество наши дипломаты, рабочие, труженики села, сфер здравоохранения, образования, средств массовой информации? Даже по Конституции (статья 59) защита Отечества объявлена долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Основной закон страны никого не исключает из числа защитников Отечества.
В знак всеобщего уважения и признания немеркнущих заслуг Русской, Советской и Российской армий перед народом и всем человечеством следовало бы 23 февраля отмечать как "День славы Армии и Флота". Вооруженные силы имели бы свой законный праздник. И это было бы справедливо, честно и по совести.
У нас есть Министерство обороны. Оборона по Федеральному закону "Об обороне" - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Однако функции Министерства обороны ограничены руководством только Вооруженными силами.
Перечень неопределенностей можно продолжать. Для борьбы с терроризмом узаконена "контртеррористическая операция", то есть на террор отвечать террором. Государство, осуществляющее террор, не может не считаться террористическим государством со всеми вытекающими последствиями. Не потому ли Запад так наезжает на нас за контртеррористическую операцию в Чечне? Даже США, осуществляющие ничем не прикрытый государственный террор, маскируют свое беспредельное устрашение для преступного принуждения народов и государств антитеррористической риторикой.
Везде уклонистов от призыва считают дезертирами. В наших законах они именуются уклонистами. С уклонистов и спрос соответствующий, уклонизм нередко оправдывают и даже многие работают на него.
Обычную среднюю школу мы почему-то переименовали в "образовательное учреждение среднего (полного) образования".
Особенно недопустимы неопределенности в такой области, как обеспечение национальной безопасности России. Закон Российской Федерации "О безопасности" гласит: "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". На первый взгляд сказано все верно. Безопасность - это такое состояние, при котором не угрожает опасность, есть надежная защита от внутренних и внешних угроз. Однако нельзя согласиться с тем, что объектом защищенности являются "жизненно важные интересы личности, общества и государства".
Любой словарь любой отрасли знаний определяет "интересы" как желания, нужды, потребности, как отношение личности, социальной группы к предмету как к чему-то ценному. Интерес - это побудительный мотив деятельности. Постоянный интерес к чему-то рассматривается как устойчивая черта человека, общности людей. Интересы можно вызывать, развивать, проявлять, формировать, удовлетворять или не удовлетворять и т.д.
А как представить себе защищенность интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз? Как обеспечить защищенность интересов?
Можно говорить о защищенности сфер интересов, о их материальных, духовных, финансовых, имущественных и других основах. Смешивать интересы и сферы интересов - значит серьезно заблуждаться и вводить в заблуждение других. И тем не менее парадокс о защищенности интересов кочует из документа в документ, звучит на самых различных уровнях власти.
Так что же такое национальная безопасность? В проекте Концепции национальной безопасности Российской Федерации, одобренном на совещании членов Совета безопасности РФ 5 октября 1999 г., говорилось что концепция - это "политический документ, определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства, защищенности страны от внешних и внутренних угроз". ("НВО" # 46, 1999 г.). Эта характеристика документа расставляла все смысловые точки и поправляла ошибку Закона "О безопасности". Здесь была ясно обозначена суть безопасности. Объектами защищенности назывались не интересы личности, общества, государства, а сами люди, само общество, государство. Выделен вопрос обеспечения национальной безопасности.
По логике вещей и самому документу следовало бы дать более точное, работающее название: "Концепция обеспечения национальной безопасности Российской Федерации". Само название документа разделяло национальную безопасность и обеспечение ее.
К сожалению, этого не произошло. В утвержденной указом президента концепции данного положения не оказалось, но появилось вопреки законам логики определение "национальной безопасности", в котором безопасность определяется через безопасность. "Под национальной безопасностью Российской Федерации, - говорится в концепции, - понимается безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Еще Рене Декарт говорил: "Определите значение слов - и вы избавите человечество от половины его заблуждений" Тем более что это необходимо сделать применительно к такому термину, как "национальная безопасность". Этот термин по сути своей должен играть роль главной цели обеспечения безопасности, основного критерия оценки состояния защищенности и критерия оценки принимаемых мер по обеспечению безопасности наших граждан, общества, государства.
С учетом цели, реальных угроз, имеющихся материальных и духовных возможностей России в концепции должны быть намечены магистральные направления не только политики государства, но и общественных объединений, всех граждан, которые бы своими действиями вывели нашу Родину в состояние национальной безопасности. Только при наличии такого научно-обоснованного документа можно разработать необходимую и достаточную правовую основу обеспечения национальной безопасности России.
Недавно сделана попытка ввести в научный оборот новый термин "оборонная безопасность". Определения этого термина не последовало. Поэтому снова возникают вопросы. Если синонимом слова "оборона" является "защита", а у обороны есть два значения: оборона как совокупность мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Отечества, а также оборона как вид боевых действий, то что же такое оборонная безопасность? Как понимать защитную защищенность?
Известно, что всякая новая точка зрения в науке вызывает революцию в терминах ее предмета. Но известно и то, что новое слово извинительно только тогда, когда оно абсолютно необходимо, понятно и звучно. Не подменяет ли "оборонная безопасность" военную, а может быть, и национальную безопасность?
Говоря о безопасности, нельзя пройти мимо неопределенности в сфере обеспечения безопасности военнослужащих и, в частности, защищенности для них прав и свобод человека и гражданина. Во время подготовки прямого диалога президента РФ с гражданами в эфире я посылал ему вопрос. Почему ущерб, наносимый военнослужащим законодательными ограничениями для них более чем двадцати конституционных прав и свобод, ничем не компенсируется? Почему военнослужащие являются у нас неравноправными гражданами? И что в этой связи намерен предпринять Верховный главнокомандующий?
Ответа не последовало. Готовившие диалог президента с народом посчитали, что этот вопрос не заслуживает внимания, что более важно спросить, почему Путин носит часы на правой руке или почему на площади ставят искусственную новогоднюю елку.
Одна из причин грубого нарушения в отношении военнослужащих Конституции РФ (статьи 19, 53, 55) в понятийной неопределенности. Ни в одном законе нет определения таких понятий, как "компенсации" и "льготы". Поэтому ими ловко жонглируют в ущерб военнослужащим. Обязательные компенсации за ущерб подменяются необязательными льготами, а льготы с легкостью отменяются. Военнослужащие, мол, проживут и без привилегий.
Омерзительным является "казарменный терроризм", то есть противоправное принуждение военнослужащих преступным устрашением. Он поразил и грызет моральную основу многих воинских коллективов, уродует дух и тело военнослужащих, а нередко приводит к убийствам. Одной из причин существования казарменного терроризма является его прикрытие, называемое дедовщиной и неуставными отношениями - терминами, не имеющими четкого и ясного определения.
Перечень парадоксов в нашем языке, создаваемых по недомыслию или преднамеренно, можно бесконечно продолжать. Но и сказанного достаточно, чтобы вся острота проблемы неопределенности понятий и терминов стала очевидной. И ее надо незамедлительно решать.