0
5938
Газета Концепции Интернет-версия

01.09.2022 20:41:00

Выставка трофеев: ядовитые змеи и кони-утопленники

Техника украинских войскне выдержала проверку спецоперацией

Олег Фаличев

Владимир Карнозов

Об авторе: Олег Валентинович Фаличев – военный обозреватель;Владимир Александрович Карнозов – заместитель ответственного редактора «НВО».

Тэги: концепции, россия, украина, специальная военная операция, трофеи

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

концепции, россия, украина, специальная военная операция, трофеи Обломки ракеты 9М79-1 выпущенной украинскими военными по Донбассу на фоне трофейных бронемашин М1151 и АТ105.

Выставка оружия, захваченного в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине, открылась в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2022». Те, кто не смог попасть на объект до окончания работы форума (21 августа), могут это сделать, посетив парк «Патриот» в подмосковной Кубинке. Отыскать строение под вывеской «Выставка вооружения» среди многочисленных объектов музейного комплекса поможет расположенный у входа бронетранспортер БТР-4Е с символикой Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Вниманию публики представлено около 450 орудий убийства, которые использовались ВСУ и националистическими батальонами против населения Донецкой и Луганской Народных Республик. О некоторых образцах трофейного вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) уже было рассказано в статье «Смертельная щедрость НАТО» («НВО» от 25.08.22).

КРЫТЫЙ ПАВИЛЬОН

Центральное место крытой экспозиции занимают обломки двухтонной ракеты 9М79–1 (серийный номер Ш91578) в варианте исполнения с кассетной боевой частью. Она используется в тактическом комплексе «Точка-У» советской разработки. Сегодня это самое дальнобойное ракетное оружие (дальность пуска до 120 км) в арсенале украинских националистов. В их распоряжении также имеется менее совершенный комплекс «Точка» с ракетами 9М79 (дальность до 70 км). Согласно данным расквартированного в Вашингтоне аналитического центра «Институт по изучению войны», из советских запасов Украине досталось до 90 пусковых установок и 700–900 ракет к ним. 

Первый раз ВСУ применили «Точки» в боевой обстановке против защитников Саур-Могилы летом 2014 года. А затем регулярно использовали как по военным, так и гражданским объектам на территории Луганской и Донецкой областей, а с началом СВО – также на Херсонской, Запорожской и Николаевской. Об очередном перехвате ракеты «Точка-У» близ Чернобаевки на Херсонщине говорилось в сводке Минобороны РФ от 27 августа.

Комплексы «Точка» и «Точка-У» стоят на вооружении трех ракетных бригад ВСУ. Среди недавних «подвигов» военнослужащих этих соединений – обстрелы Мариуполя, Мелитополя и Бердянска, включая размещенные поблизости от этих городов полевые госпитали.

Пожалуй, самая чудовищная и кровавая провокация – умышленный пуск 9М79–1 в апреле по Краматорску (город и тогда, и до настоящего времени находился под контролем ВСУ) с намерением выдать это преступление за действия «российских оккупантов». На изделие нанесли надпись «За детей» (на русском языке), якобы сделанную военнослужащими РФ. Отделяемая в полете головная часть ракеты ударила по городскому железнодорожному вокзалу, погубив 50 мирных жителей.

Однако националисты просчитались, допустив к месту падения разгонного блока ракеты слишком активных западных журналистов. На останках 9М79–1 те обнаружили серийный номер изделия (Ш91579), который однозначно указывал на его принадлежность украинским военным. А на вооружении Российской армии «Точек-У» нет: несколько лет назад их полностью заменили более современными комплексами «Искандер».

Российские ракетные войска и авиация ежедневно ведут поиск и уничтожение пусковых установок и других спецмашин, входящих в состав ракетных бригад ВСУ. Многие уже уничтожены, и националистам приходится искать им замену.

Для обстрелов Донецка и других населенных пунктов все чаще используют гаубицы М777 калибра 155 мм. Страна-разработчик – Великобритания, производственная линия – в США. Одна такая гаубица была захвачена в Лисичанске и сегодня размещается среди прочих экспонатов парка «Патриот» в Кубинке. А вместе с ней – осколочно-фугасные снаряды М107 и М795, а также активно-реактивные ERFB, способные пролететь до 30 км. Растущей популярностью среди украинских военных пользуются зажигательные снаряды. Ими, в частности, обстреливают села в Херсонской и Запорожской областях с целью поджога домов и посевов. Так, чтобы мирное население не могло ни спокойно жить, ни собирать выращенный урожай. Со своей стороны, временная военно-гражданская администрация освобожденных областей делает все возможное, чтобы помочь сельским жителям. Фермерам предоставляется (зачастую бесплатно) горючее для проведения посевных и уборочных работ, а закупка выращенного и собранного зерна ведется по внутрироссийским ценам.

Российская армия и народные милиции ДНР и ЛНР ведут ответный огонь по позициям украинских артиллеристов, используя самоходные гаубицы 2С7М «Малка» калибра 203 мм, самоходные и буксируемые системы «Мста» и «Гиацинт» калибра 152 мм и другие, способные посоревноваться с М777 по дальности и поражающей способности. К началу осени российская авиация, ракетные войска и артиллерия уничтожили практически всю первую партию «трех семерок» из ста единиц, поставленную из наличия Армии США.

Интересен и следующий факт. Расчет отечественной самоходной артиллерийской установки 2С3 «Акация» может вести огонь по противнику, используя захваченные выстрелы к М777. На первый взгляд это невозможно, поскольку калибры отличаются: 152 и 155 мм. Но, как рассказал «НВО» начальник научно-исследовательской лаборатории МО РФ майор Максим Глазков, в России и Соединенных Штатах калибр оружия измеряется по-разному. У нас он определяется по внутренним полям нарезов, а за рубежом по внешним. Поэтому, когда собственный боекомплект расходован, расчеты «акаций» могут (в отличие от американцев) воспользоваться трофейными боеприпасами. Это можно рассматривать как дополнительный положительный «бонус» отечественных артиллерийских систем.

ВМЕСТО БОЯ – НА РЫБАЛКУ

Крытая экспозиция насчитывает несколько образцов автомобильной техники, переданных ВСУ странами Запада.

Американские бронеавтомобили HMMWV М998 и M1151 прибыли из Мариуполя. В отличие от аналогичных машина Армии США они вооружены пулеметами ДШК калибра 12,7 мм. Доработка проводилась для увеличения огневой мощи машины. Но в ходе боя M998 сам попал под обстрел донецких ополченцев: пули пробили корпус и остекление, экипаж спасся бегством. Если же не обращать внимание на пулевые отверстия и «лысую» резину, машина – как новая. Двигатель заводится, фары горят, садись за руль – и в путь.

Следующий экспонат – австрийская ремонтно-эвакуационная машина Pinzgauer 712, выпускалась с 1972 по 1990 год. На выставке представлена в медицинском исполнении. Этот вариант создавался как автомобиль скорой помощи для Вооруженных сил Австрии и Швейцарии. Масса – 3500 кг, грузоподъемность – 1500 кг. Малые габариты и полный привод от 90-сильного мотора на все шесть колес обеспечивают отличную проходимость на пересеченной местности.

Трофейный образец использовался не по назначению, а для транспортировки личного состава: в машине умещается до 14 солдат. Для боя не годится – нет ни вооружения, ни бронирования. Вместе с тем Pinzgauer 712 снискал большое уважение среди украинских военных как отличное средство для поездок в лес за грибами и к речке на рыбалку.

Есть в экспозиции еще один санитарный автомобиль – «Богдан-2251». Его разработала украинская компания «Богдан Моторс», которая позднее обанкротилась. База – иностранная: используется шасси китайского пикапа Great Wall Wingle.

Долгий путь проделал броневик MAMBA MK2. Его собрали в Южноафриканской Республике для эстонской армии. Сразу после начала СВО официальный Таллин решил помочь Киеву отразить «российскую агрессию» путем передачи нескольких бронемашин. Согласно международным справочникам, сегодня у Эстонии сохраняется лишь три «Мамбы». Отправившиеся на Украину шесть броневиков тут же попали на фронт, и вскоре одна перешла в руки ополченцев Донбасса. Это случилось в районе населенного пункта Триполье.

Что представляет собой эта «Мамба»? Сделана на шасси Unimog колесной формулы 4х4, двигатель – Mercedes Benz 352N. Несет легкую броневую защиту от осколков и пуль калибра 7,62 мм, а также противоминную. Предназначена для сил обеспечения внутренней безопасности. И зачем ее послали на фронт, в самое пекло?

Между прочим, черная мамба – крупная и чрезвычайно ядовитая змея, вторая по величине после королевской кобры.

НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Свезенных в Кубинку трофеев так много, что часть пришлось разместить вне павильона. На открытой площадке можно поближе познакомиться с бронемашинами ВСУ. Названия отдельных экспонатов носят национальную окраску.

Например, бронемашина «Козак-2» производства НПО «Практика» на платформе Eurocargo 150 E28 автогиганта Iveco. У нее, как и у других образцов бронетехники украинского происхождения, есть сильные стороны. Например, надежные дизельные двигатели и автоматические коробки передач, купленные за рубежом. Продвинутая система управления огнем построена на американских и западноевропейских блоках. Навигация – спутниковая, выполняется комплексом украинского производства СН-3210.

Хорош «Козак», но уж слишком велик по габаритам, а посему представляет хорошую мишень для расчетов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). Наши бойцы нередко наблюдают такие машины в плачевном состоянии. Как правило, встреча с российским танком или БМП становится для «Козака» последней. А те экипажи, которым повезло уцелеть на поле боя, в бессильной злобе ведут огонь по оставляемым населенным пунктам.

Как сообщило Минобороны РФ, в начале июня при отступлении из Святогорска экипаж «Козака» из крупнокалиберного пулемета зажигательными боеприпасами обстрелял деревянные стены храма Свято-Успенской Святогорской лавры. Чем ВСУ помешал храм божий? Может быть, украинские сатанисты сводят счеты с православной церковью?

ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ ИЗ БАСНИ

Следующий экспонат – бронетранспортер БТР-3Е. Разработан Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени Морозова на основе советского БТР-80. С 2001 года выпускается Киевским бронетанковым заводом, в промышленной кооперации участвуют десятки предприятий государственного концерна «Укроборонпром». Базовая модификация БТР включает боевой модуль БМ-3 «Штурм», в состав вооружения которого входят: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 или 2А72, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ, сдвоенная пусковая установка противотанкового ракетного комплекса «Барьер».

Аналогичный состав вооружения применяется и на БТР-4, тоже харьковской разработки. Он предназначен для перевозки личного состава механизированных подразделений сухопутных войск и их огневой поддержки в бою. Машина выпускается в нескольких вариантах, в том числе с эпатажным названием «Буцефал».

Исторический Буцефал, напомним, был любимым конем Александра Македонского. Конь был чрезвычайно строптивый, царь в боях его не использовал, хотя чеканил в его честь монеты. В итоге конь Буцефал, по преданию, утонул в озере.

Отличительными особенностями усовершенствованного БТР-4Е считаются 450-сильный дизельный двигатель DEUTZ (производства Германии) и автоматическая коробка передач фирмы Allison (США). Кроме того, дополнительно установлены решетчатые экраны, предохраняющие от поражения кумулятивными боеприпасами. Масса машины в стандартном исполнении весит около 20 т.

Разработка БТР-4 началась в 2002 году, производство – спустя шесть лет. Поставленные на экспорт машины вскоре оказались в центре международного скандала. Приобретя пять БТР-4М для морской пехоты, Индонезия прекратила дальнейшие закупки, поскольку запас плавучести украинских броневиков оказался недостаточным. На полном ходу носовая часть БТР-4М показала себя склонной к затоплению. Не помогли даже дополнительные поплавки, закрепленные на бронекорпусе.

Контракт на большую партию – 420 единиц БТР-4 нескольких модификаций – был заключен осенью 2009 года с Ираком. Финансирование в размере 457,5 млн долл. обеспечивала американская сторона. Поставки начались в 2011 году, но пару лет спустя иностранный заказчик предъявил Украине серьезные претензии к качеству изготовления.

33-5-1480.jpg
Скоростной катер BG24 и боевой модуль
потопленного катера «Лубна» доставлены
на выставку трофеев в Кубинке из Мариуполя.
Фото Владимира Карнозова
В начале 2013 года иракский парламент обсудил доклад о фактах коррупции, выявленных при поставках БТР-4. Представитель парламентской комиссии по безопасности и обороне Шиван Мухаммед Таха обвинил украинскую сторону в срывах договорных сроков и низком качестве продукции: с момента ратификации контракта поставлено «лишь около 100 машин», а сами БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации».

Из доставленных в Ирак 88 единиц техники местные военные смогли завести только 56, а с места тронулись лишь 34. В начале 2014 года заказчик вернул производителю 42 БТР-4, мотивируя свое решение трещинами, обнаруженными в бронекорпусах. Кроме того, различные дефекты выявились в силовой установке, работе прицелов, панорамных устройств, блоков системы управления огнем. Неисправными признали установленные на бронетранспортеры шесть пушек, восемь пулеметов и 11 автоматических гранатометов.

Эти и другие факты позднее нашли подтверждение, о чем говорится в письме от 28 июля 2014 года, направленном государственной компанией «Укрспецэкспорт» в адрес производителя – АО «Укроборонпром».

В этой истории все как-то нарочито красноречиво: и непомерный пиар вокруг украинских «Буцефалов», и низкая их плавучесть, и жалкий финал. В общем, почти басенная мораль.

СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКА

Впрочем, бронетранспортеры украинской разработки и производства в парке ВСУ малочисленны. Основную массу бронетехники по-прежнему составляют советские образцы, включая модернизированные.

Среди них – танк Т-72АГ, представляющий собою нижнетагильский Т-72 «Урал», доработанный на Киевском бронетанковом заводе по документации Харьковского конструкторского бюро машиностроения. Поставки этой машины ВСУ начались в феврале 2021 года. На площадке парка «Патриот» представлен новенький образец – заводи и хоть сейчас в бой!

Машина отличается усиленной броневой защитой, современным прицельным комплексом и средствами наблюдения, гусеницами нового образца. Боевая масса возросла до 49 т. Чтобы сохранить подвижность, оригинальный двигатель заменен на харьковский дизель В-84–1 мощностью 1000 л.с. Радиостанция – турецкая, фирмы Aselsan. Навигационная система СН-3003 «Базальт» с функцией ориентации в пространстве по спутниковым сигналам – от украинского предприятия «Оризон-Навигация» (город Смела).

На открытой площадке демонстрируется и основной боевой танк ВСУ – Т-64БВ харьковской сборки. Выставленный образец захвачен при освобождении Северодонецка. Позади – БМП-1, собрана по советской лицензии в Чехии. Перед поставкой ВСУ прошла доработку с установкой средств связи и навигации американской фирмы HARRIS. Эта машина, как и соседние Т-72АГ и Т-62БВ, была брошена экипажем в исправном состоянии.

ЗМЕЙ-ПОГОРЕЛЕЦ

На выставке представлена пара английских бронеавтомобилей AT105 Saxon колесной формулы 4х4. Первый обнаружен в городе Счастье (ЛНР), второй – в Северодонецке (ДНР). Показ сразу двух однотипных машин объясняется разным их исполнением. Одна – медико-эвакуационная, а вторая предназначена для отрядов полиции, специализирующихся на разгоне демонстраций. Для удобства работы блюстителей порядка к бортам броневика прикреплены массивные поворотные бронеэкраны с пуленепробиваемыми стеклами. Они дают полицейским возможность занять оборону непосредственно у машины в случае, если демонстранты начнут проявлять агрессию.

Оба экземпляра попали к ополченцам Донбасса поврежденными, были ими восстановлены и переданы российской стороне для демонстрации в Кубинке. Перегон выполнялся по дорогам общего пользования российскими специалистами. Данное обстоятельство позволило оценить качество работы британских мастеров.

Полная масса броневика 11 600 кг, грузоподъемность 1700 кг, экипаж – 10 человек. Вооружение – пулемет калибра 7,62 мм и 40-мм дымовые гранаты. Отметим, что конструкторы AT105 применили ряд весьма спорных решений. Так, механик-водитель попадает на свое рабочее место из транспортно-десантного отделения, предварительно опустив спинку водительского кресла. Машина высокая, при движении по пересеченной местности грозит завалиться на бок. По шоссе движется устойчиво, но скорость мала из-за недостаточной мощности (196 л.с.) дизельного мотора Cummins и неудачно подобранной высшей передачи четырехступенчатой автоматической коробки Allison AT54P. Вместе с тем AT105 вполне справляется со своим основным предназначением – перевозкой личного состава с обеспечением противопульной и противоминной защиты по классу 3.

Среди выставленной на открытой площадке иностранной техники – сожженный возле села Триполье австралийский бронеавтомобиль Bushmaster колесной формулы 4х4. Полная масса – 15 т, грузоподъемность – 4 т, экипаж – 10 человек. Двигатель дизельный, мощностью 400 л.с., сопряжен с автоматической коробкой передач. На Украину поставлено около 20 единиц из наличия Сухопутных войск Австралии.

Bushmaster – многоцелевая боевая бронированная машина, разработанная в 1991 году фирмой ADI (ныне – местное подразделение транснациональной компании Thales). Стоит на вооружении Австралии, Нидерландов, Ямайки, Фиджи, Японии и Индонезии. Конструктивно Bushmaster выполнен с соблюдением мер противоминной защиты. В частности, у него V-образное днище для снижения взрывного эффекта при детонации «адской машинки».

Немалое число таких машин изготовлено для перевозки войск и техники на большие расстояния без предполагаемого использования в бою. У представленного на выставке экземпляра, собранного 30 лет назад, имелся крупнокалиберный пулемет.

Прицельная система – современная, с хорошей электрооптикой, установлена при модернизации. Противопульное бронирование корпуса усилено наклейкой многочисленных круглых керамических элементов диаметра 5–6 мм.

Однако защита оказалась слаба, чтобы держать удар российской противотанковой ракеты. В результате нанесенного огневого поражения «Бушмейстер» сильно обгорел, остекление корпуса выбито, хотя электрооптическая прицельная система сохранилась. Ну, почти.

Между прочим, бушмейстер – тоже название ядовитой змеи, только не африканской, а бразильской. По легенде, эта змея умеет гасить пламя. Как видим, австралийский «Бушмейстер» такими талантами не отличается.

МОСКИТНЫЕ ШАКАЛЯТА

На открытой площадке расположились и доставленные из Мариуполя образцы техники Военно-морских сил Украины.

Патрульный катер проекта 09104 «Калкан-П» с бортовым номером BG-309 построен николаевским заводом «Лиман» в 2000 году. Предназначен для охраны государственной границы на реках, озерах и в прибрежных районах Черного и Азовского морей. Но этот катер применялся украинской стороной не по назначению – для совершения провокаций в Керченском проливе и в территориальных водах России.

Корпус «Калкана-П» изготовлен из алюминиевого сплава, а рубка из стеклопластика. Двигатель – дизельный Caterpillar мощностью 600 л.с., в качестве движителя применена водометная установка британской фирмы Rolls-Royce, что придает катеру высокую маневренность. Благодаря малой осадке «Калкан-П» может подходить вплотную к берегу и использоваться на мелководье. Катера типа «Калкан» строились на двух площадках: в Николаеве и Феодосии. Те, что остались в Крыму, сегодня используются в мирных целях.

Катера проекта UMS-1000 с бортовыми номерами BG-23 и BG-24 произведены киевской компанией UMS-BOAT в 2014–2016 годах. Предназначены для несения патрульной службы при охране границы в прибрежных водах. Их проектировали как катера-перехватчики со скоростью хода до 45 узлов. Вооружение – 12,7-мм пулемет «Утес-М» (как у BG-309). Поступили в распоряжение Мариупольского отряда морской охраны Государственной пограничной службы Украины. Ранее (с 2011 года) однотипные катера строились для Одесского отряда.

Какую цель преследовало украинское военно-политическое руководство, закупая подобную технику? Неужели в Киеве серьезно рассчитывали с ее помощью вести противоборство с Черноморским флотом России? Ответ на эти вопросы можно найти в концепции войны на море, разработанной украинскими флотоводцами. Там ставка делается на так называемый «москитный флот». Быстроходные катера должны были, как осы, «жалить» якобы тяжелые и неповоротливые корабли ЧФ.

«Они называли это концепцией волчьей стаи, но на практике все оказалось блефом, – говорит представитель Минобороны РФ капитан 1 ранга Александр Васильев. – В современном флоте такая тактика несостоятельна, особенно с учетом вооружения, которое имеется на кораблях. Никто просто не подпустит таких волков или шакалов ближе дистанции выстрела».

Командование ВСУ планировало сформировать быстроходный флот путем строительства бронекатеров в количестве 38–40 единиц. Среди выбранных промышленных площадок оказался и киевский завод «Ленинская кузница» – одно из старейших машиностроительных предприятий Украины.

Завод ведет историю с 1924 года. На рубеже веков он практически простаивал, пока в 2012 году не получил первый заказ украинского военного ведомства на выпуск оборонной продукции. Дело в том, что с некоторых пор предприятие принадлежит структурам Петра Порошенко – олигарха, с 2014 по 2019 год президента Украины. К августу 2015 года численность сотрудников завода выросла до 350 человек и стал возможным выпуск скоростных катеров по американской лицензии. Планы были большие, но на практике дело ограничилось восемью корпусами.

Шестой катер серии под названием «Лубна» был потоплен. Снятый с него боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой выставлен в Кубинке. Подобные «башни» ставили на бронетехнику Сухопутных войск ВСУ. Возможно, для бронемашин они и подойдут, но пушка калибра 30 мм при боестолкновении с корветом, фрегатом или большим противолодочным кораблем – это несерьезно. Поэтому концепция «москитного флота», принятая на Украине, была изначально ошибочной и тупиковой, считает Васильев.

Так чем же объяснить закупочную политику украинских флотоводцев? Незнанием военного дела и положения дел в промышленности? Пожалуй, отгадка другая: политический фарс и желание пустить пыль в глаза налогоплательщикам.

Не зря трезвомыслящие иностранные обозреватели называют Украину «черной дырой», где бесследно исчезают финансы, автомобили, вооружение, военная и специальная техника. Раньше или позже к такому пониманию придет и большинство налогоплательщиков стран коллективного Запада. А пока этого не произошло, американское и европейское оружие будет широким потоком идти на Украину.  

 


статьи по теме




Читайте также


Украина отказалась от своих граждан за рубежом

Украина отказалась от своих граждан за рубежом

Наталья Приходко

Киевские власти побежали впереди собственного закона о мобилизации

0
1169
Для Блинкена вояж в Китай стал гонкой с препятствиями

Для Блинкена вояж в Китай стал гонкой с препятствиями

Владимир Скосырев

КНР показала, что готова ответить на ракетный удар США

0
1022
Берлин и Лондон открыли новую главу в оборонном сотрудничестве

Берлин и Лондон открыли новую главу в оборонном сотрудничестве

Олег Никифоров

Канцлер ФРГ принял в Берлине премьер-министра Британии

0
868
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
684

Другие новости