0
3822
Газета Конфликты Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Они оставались славянами...

Тэги: югославия, ислам


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ислама на территории бывшей Югославии связано с экспансией в этом регионе Османской империи, которая в течение XIV-XV веков сумела поставить под свой контроль большую часть Балканского полуострова. В результате проводимой турецкими властями исламизации, часть христианского славянского населения приняла ислам. Это стало возможно благодаря тому, что в доисламской Боснии и Герцеговине сложилась атмосфера веротерпимости, так как здесь главенствующее положение занимала богомильская Боснийская Церковь. Кроме того, принятие ислама приносило облегчение налогового бремени и давало некоторые юридические права.

В течение XV-XVIII веков в этот регион переселилось большое количество турок, арабов и курдов. Эти переселенцы были ассимилированы принявшими ислам славянами. Таким образом, ко второй половине XIX века сформировалась этническая группа, получившая впоследствии название "мусульмане" или "босняки". Для славян-мусульман их религиозные воззрения (ислам суннитского толка) стали той основой, на которой формировалось их национальное самосознание.

Конфликты, разгоревшиеся впоследствии на территории Боснии и Герцеговины, носили чисто религиозный оттенок, ведь все конфликтующие стороны (сербы, хорваты и мусульмане) - славяне и говорят на одном и том же языке - сербохорватском.

Во время Второй мировой войны большая часть мусульманского населения оказалась на территории Независимого Государства Хорватия (НГХ). Руководство НГХ проводило политику террора по отношению к сербскому православному населению либо уничтожая сербов, либо насильно переводя их в католическую веру. Мусульман же усташи рассматривали в качестве союзников в борьбе с сербами, поэтому славяне-мусульмане обладали несравненно большими правами, чем стоявшие вне закона сербы. Тогда же был поднят вопрос о том, кто является предками мусульман. Усташская пропаганда утверждала, что мусульмане-боснийцы - это те же хорваты, только перешедшие в ислам. В соответствии с этой теорией усташи частенько привлекали мусульман для проведения этнических чисток. Так, глава местного самоуправления сербского села Тршич господин Попович (1926 г.р.), ветеран партизанского движения, в беседе с автором статьи рассказывал, как мусульмане весной 1943 года вырезали за одну ночь население двух сел в Северо-Восточной Боснии (скорее всего это сделали части дивизии СС "Хонджар", которая была сформирована из мусульман в 1943 году и расформирована за проявленные зверства по отношению к мирному населению по личному приказу Гиммлера?????? уже в 1944 году). Господин Попович был очевидцем этой трагедии и чудом выжил, но погибли все его родственники.

В то же время некоторые видные мусульманские общественные деятели выступали против зверств, проводимых как усташами, так и своими единоверцами. Так, по свидетельству профессора Белградского университета Виктора Новака, ряд глав мусульманских общин Боснии и Герцеговины в ноябре 1941 года подали прошение на имя главы НГХ Анте Павелича с просьбой прекратить преследования и уничтожение сербов. Зачастую православное население переходило в ислам, лишь бы не быть обращенным в католичество (наиболее известный случай - жители села Бегово Брдо из презрения к католическому священнику-миссионеру Медведю перешли в ислам).

В период существования СФРЮ Социалистическая Республика Босния и Герцеговина называлась титовской пропагандой символом межэтнического мира, поскольку, по мнению коммунистического руководства, в этой республике мирно уживались три народа: католики-хорваты, православные-сербы и мусульмане.

Право называться национальностью славяне-мусульмане получили лишь в 1971 году. Во многом это объясняется тем, что в 70-е годы резко обостряются межнациональные противоречия в Югославии. Хотя по сравнению с Хорватией и Косово (где в 1981 году было введено военное положение) ситуация в Боснии оставалась относительно спокойной и мирной. Хрупкий межэтнический мир сохранялся даже тогда, когда в соседней Хорватии в 1991 году во всю шла война. Это объясняется скорее всего тем, что население, особенно в смешанных общинах, не желало повторения хорватского сценария. Но, к сожалению, вопросы мира и войны простой народ не решает. А политики, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, не желали искать мирного пути решения проблемы. Хотя были среди политиков считавшие, что главное - это сохранить мир (на первых свободных выборах, прошедших в апреле 1990 года, большинство голосов среди мусульман Боснии получили не фундаменталисты Алии Изетбеговича, а сторонники умеренного Фихрета Абдича).

Ситуация в Боснии и Герцеговине в начале 90-х гг. была крайне сложной. Лидеры сербского меньшинства в Боснии считали, что Босния и Герцеговина должна быть частью федеративной Югославии. Хорватские политические деятели в этой республике были убеждены, что хорватские общины Боснии и Герцеговины должны войти в состав независимой и единой Хорватии. Руководство мусульманских националистических партий (самая крупная - Партия демократического действия во главе с Алией Изетбеговичем), которые имели большое влияние среди мусульманского населения, имело влиятельнейших союзников среди политиков Запада и некоторых мусульманских государств, выступало за создание независимого мусульманского государства Босния и Герцеговина, в котором сербы и хорваты обладали бы статусом национальных меньшинств.

В связи с этим образовалось три фронта противостояния: сербо-мусульманский, хорвато-мусульманский и хорвато-сербский. Каждая из сторон создало свое государственное образование. Сербы - Республику Сербскую Боснии и Герцеговины. Хорваты - Республику Херцег-Босна. А мусульмане - Республику Боснию и Герцеговину.

Постепенно под давлением превосходящих сил сербов, хорваты и мусульмане были вынуждены объединиться для совместной борьбы.

В 1995 году были подписаны известные Дейтонские соглашения, которые, во-первых, констатировали поражение сербов в войне, а во-вторых, закрепляли единство Боснии и Герцеговины (с двумя автономными самоуправляемыми единицами: Республикой Сербской, которая была оккупирована войсками НАТО, и Мусульмано-Хорватской федерацией). Причем начало созданию Мусульмано-Хорватской Федерации положил Святой Престол, установивший полноправные дипломатические отношения с режимом Алии Изетбеговича в разгар боевых действий и способствовавший сближению мусульман и хорватов в борьбе против сербов.

Страны Запада и Востока не остались "равнодушными зрителями" этого конфликта и приняли активное участие в его разрешении. По мнению руководителя Центра исследования югославского кризиса Института славяноведения и балканистики РАН Елены Гуськовой, вооруженные силы как мусульман, так и хорватов получали военную помощь от стран НАТО.

Так же действует и Гаагский трибунал, который в основном ищет доказательств преступной деятельности сербов (этнических чисток и т.д.). Несомненно, сербская сторона совершала военные преступления. Чего стоит одно только уничтожение мусульманского анклава Сребреница.

Но и мусульмане, и хорваты также несут ответственность за многочисленные преступления, совершенные их войсками. Надо отметить, что мусульманские общественные деятели играли не последую роль в деятельности Гаагского трибунала. Так, председателем и ответственным за сбор и анализ доказательств по военным преступлениям комиссии ООН, созданной в 1992 году, был назначен видный мусульманский общественный деятель, известный своими книгами исламистского толка, Мамуд Шериф Бассиуни. Именно он создал систему выборочного подхода к свидетельствам и уликам. Кроме того, надо отметить, что большая часть средств (около 90%) для деятельности Гаагского трибунала поступало от Пакистана и Малайзии. Лидеры ряда арабских стран финансовые средства для поддержки мусульман. На стороне мусульман воевали несколько тысяч добровольцев из арабских стран.

По мнению профессора Белградского университета д-ра Пивака, существовал и существует теснейший контакт между мусульманами Боснии и организациями албанских сепаратистов, что дает право утверждать о так называемом едином мусульманском фронте.

Все выше перечисленные факты могут свидетельствовать лишь об одном: роль исламского фактора в развитии югославского кризиса крайне велика. И именно благодаря деятельности мусульманских "общественных организаций" развитие югославского кризиса пошло именно по тому пути, что мы наблюдали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

Милена Фаустова

Новый патриарх Болгарии сможет сохранить единство церкви

0
1014
Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Екатерина Трифонова

Экс-министрам от "Единой России" конкурентное голосование не угрожает

0
795
Российская экономика продолжает нагреваться

Российская экономика продолжает нагреваться

Ольга Соловьева

Промышленное производство резко ускоряется в отдельных отраслях

0
1335
Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Екатерина Трифонова

Электронную очередь для адвокатов тюремщики организовали в виде квеста

0
861

Другие новости