0
1101
Газета Конфликты Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

Свидетельство о "Свидетелях"

Тэги: Свидетели, Иеговы


"Свидетели Иеговы" (иначе - "Общество Свидетелей Иеговы") - интереснейшее и яркое религиозно-мистическое движение в протестантизме. По некоторым данным, в мире насчитывается около 20 миллионов "свидетелей". (В России действуют 250 тысяч иеговистов, а всего по стране их насчитывается до 500 тысяч.) Помимо наличия огромного духовного и организационного влияния, "Свидетели Иеговы" весьма влиятельны и в плане финансово-экономическом. Некоторые наблюдатели утверждают, что стоимость главных владений Общества достигает нескольких миллиардов долларов. Одна лишь недвижимость в Бруклине (там располагается Центр иеговистов) оценивается в 186 миллионов долларов. Показательно, что само Общество возникло как акционерное, и 99% его акций принадлежало основателю движения "свидетелей" Чарльзу Тейзу Расселу (1%процент акций он разделил между двумя помощниками). Филиалам Общества с самого начала был придан статус дочерних фирм.

Вряд ли сейчас было бы целесообразно подробно и долго излагать учение "свидетелей", которое, кстати сказать, не так уж сильно отличается от учения адвентистов 7-го дня. Но на некоторые моменты обратить внимание все же стоит.

"Свидетели" не отрицают христианскую Троицу, но Божественным признают только Бога Отца, которого именуют Иеговой. От его имени и должны свидетельствовать последователи Рассела - отсюда и название "свидетели". Христа иеговисты считают хоть и Сыном Божиим, но все же тварной сущностью - "совершенным человеком". По их мнению, умерший распятым на столбе (крест они отвергают), Христос незримо присутствует среди людей с 1874 года. Духа Святого иеговисты характеризуют как некий атрибут Иеговы, его невидимую силу. Эту силу Иегова разделил между Христом (через коего он сотворил мир) и ангелами. Иеговисты отрицают наличие рая и ада, они утверждают, что праведники воскреснут из плоти, а грешники исчезнут вообще.

Религиозное сознание "свидетелей" предельно насыщено самым радикальным и бескомпромиссным эсхатологизмом. Они взыскуют Армагеддона, последней и решающей битвы, в ходе которой Христос и его армия ангелов уничтожат всех "плохих людей". Стиль иеговистов можно назвать "милитаристским", подчеркнув при этом, что они отрицательно относятся ко всем иным войнам, кроме последней войны (и в то же время постоянно провозглашают лояльность по отношению ко всем властям). Вот только один пример: "Скоро Царь вечности Иегова, действующий через своего небесного Фельдмаршала Иисуса Христа, даст грянуть великой скорби". После Армагеддона должно утвердиться Царство Божие на земле, в котором главное место займут воскресшие ветхозаветные пророки - "земные министры" Христа. Остальное население Царства составят верные "свидетели" числом в 144 тысячи (количество святых, указанных в Апокалипсисе). Правда, в связи с впечатляющим притоком новых адептов, произошедшим в XX веке, эта цифра неоднократно пересматривалась.

Еще в XIX веке Рассел предсказал, что Армагеддон начнется в 1914 году, и когда грянула Первая мировая война, многие восприняли ее как свершение этого пророчества. Однако чаемая "последняя война" так и не состоялась. "Иеговисты" вышли из затруднительного положения объявив, что в 1914 году начался первый период Армагеддона, второй же еще только грядет.

У иеговистов есть множество идейных противников как за рубежом, так и в России. Список предъявляемых им претензий весьма впечатляющ. Иеговистам приписывают и агрессивный характер вербовки членов общин, и тоталитарный стиль руководства, и психологическое давление, и отрицание ценностей окружающего их мира.

Весьма часто "свидетелей" упрекают в недоброжелательном и даже враждебном отношении к остальным религиям. Так, доктор философских наук Фридрих Овсиенко в своем экспертном заключении (1996 год) подкрепляет это обвинение обильными цитатами из периодических изданий брошюр Общества. Приведем некоторые из них. "Человек беззакония" - это духовенство христианского мира... Подобно смертельному вирусу, оно заразило собрание исповедующих христианство демоническими идеями" ("Сторожевая Башня", 1 июля 1994 года, с. 5). "Сатана Дьявол использовал отступников, чтобы создать развращенную и разобщенную имитацию христианского собрания. Отступники породили позорную подделку истинного христианства" ("Сторожевая Башня", 1 июля 1994 г., с. 5). "В число людей, не живущих по Библии, входят народы и страны христианского мира. "Христианским миром" называется та часть мира, где преобладает христианство. ┘С четвертого века, когда религия христианского мира заняла ведущее положение, христианский мир проявил себя врагом Бога и Библии. Да, факты истории показывают, что христианский мир предал Бога и Библию" ("В чем смысл жизни? Как же его найти", с. 17).

Довольно зловеще звучит обвинение иеговистов в сотрудничестве с руководством национал-социалистической Германии в 30-х годах. Нельзя сказать, чтобы оно было совсем уж беспочвенным. В 1933 году делегаты конгресса иеговистов (сам конгресс состоялся в Берлине во Дворце спорта, в его деятельности приняли участие 5 тысяч человек) направили письмо рейхсканцлеру Германии Адольфу Гитлеру с просьбой организовать особую комиссию по проверке деятельности Общества на предмет соответствия программным принципам НСДАП. Участники конгресса заверили нацистское руководство в прогерманской направленности иеговизма. "По этой причине, - утверждалось в письме, - в 1918 г. президент Общества и семь членов правления были приговорены в Америке к 80 годам тюремного заключения, поскольку президент отказался использовать возглавляемые им журналы для военной пропаганды против Германии. Эти два журнала и оставались единственными журналами Америки, которые отказались участвовать в военной пропаганде против Германии и поэтому в ходе войны запрещались и подвергались преследованиям в Америке". Иеговисты писали, что не верят в зверства нацистов и объявляли их выдумками "евро-коммерсантов и католиков", которые, по мнению "свидетелей", являлись гонителями на их Общество.

Делегаты напоминали фюреру о 24-м пункте программы НСДАП: "Мы требуем свободы для всех существующих в государстве вероисповеданий, поскольку они ему не угрожают и не нарушают традиций и морали германской расы".

"Свидетели" выражали надежду: "...Если только наша деятельность будет беспристрастно проверена на соответствие, во-первых, слову Божьему, а во-вторых, указанному пункту программы, - национальное правительство Германии не найдет причин препятствовать нашим богослужениям и нашей миссионерской деятельности".

Конечно, говорить о действительном сходстве в мировоззрении иеговизма и национал-социализма не представляется возможным. Очевидно, "свидетелями" руководили соображения чисто прагматического характера. Они не были одиноки, многие другие религиозные течения тоже провозглашали свою лояльность по отношению к Третьему рейху. Так, внутри немецкого "классического" протестантизма в 30-е годы оформилось движение "новых немецких христиан", пытающееся соединить христианство и гитлеризм.

Кроме того, нельзя не отметить, что во время Второй мировой войны иеговисты подвергались преследованиям со стороны нацистского режима, причиной чего послужила их пацифистская позиция. "Свидетели" не желали воевать на стороне Германии.

Впрочем, они игнорировали и военную службу в странах западной демократии (в СССР открытая деятельность иеговистов была невозможна в принципе). В Соединенных Штатах Америки тюремному заключению были подвергнуты 3,5 тысячи иеговистов, пытавшиеся уклониться от призыва в американскую армию. И в Штатах, и в Канаде была создана весьма эффективная система, позволявшая скрываться отказникам-иеговистам. Выражая негативное отношение к Америке, "свидетели" оплевывали флаг этой страны, рвали его на клочки, втаптывали в землю.

Можно было бы многое рассказать об истории иеговизма в России, но это особая тема, заслуживающая отдельной статьи. Отметим лишь, что еще до возникновения расселовского иеговизма в России появилась секта с одноименным названием. Она зародилась среди уральских заводских рабочих и крепостных крестьян, выражавших свой социальный протест в религиозно-мистической форме. Основателем русского "иеговизма" был штабс-капитан Николай Ильин. Его учение также основывалось на поклонении Иегове в качестве единственного божества и отличалось эсхатологическим чаянием "последней битвы" и земного Божьего Царства. Ильин был автором множества посланий, которые он рассылал по разным адресам. Активно писал он и в Америку. Тамошние, "классические" иеговисты отрицают какую-либо связь с русскими единомышленниками-ильинцами, однако вопрос остается открытым.

Проблему иеговизма невозможно решить, руководствуясь только лишь эмоциями - отрицательными или положительными. Она требует по возможности беспристрастного и объективного рассмотрения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1687
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4110

Другие новости