0
2684
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.03.2003 00:00:00

Пришла пора играть в командную игру

Владимир Лукин

Об авторе: Владимир Петрович Лукин - первый заместитель руководителя партии "ЯБЛОКО", заместитель председателя Госдумы РФ.

Тэги: глобализация


Задача планирования и конструирования внешней политики России, ее места и роли в мире может быть решена только после обретения четкого понимания тех внешних условий, в которых будет развиваться наша страна в ближайшие десятилетия. Иначе говоря, нужно определить, в каком мире мы сейчас живем.

Сегодня мы имеет дело с миром глобальной экономики, события в которой влияют друг на друга с калейдоскопической быстротой. Это объективно принуждает структуры, ответственные за выработку и принятие решений на государственном и международном уровнях, находиться в повышенном тонусе и постоянно наращивать усилия в области опережающего анализа, прогнозирования и выработки решений, критически важных для сохранения устойчивости национальной экономики государства.

На государственном уровне глобализация означает в первую очередь слияние внешней и внутренней политики и экономики. Предельно коротко это означает, что в нынешних условиях любая страна, претендующая на сколь-либо заметную роль в мировых делах, уже не может себе позволить одну политику внутри своих границ и принципиально другую за их пределами.

Другими словами, полуфеодальные во многих своих проявлениях отношения, до сих пор сохраняющиеся в целом ряде сфер российской экономики и политики, категорически несовместимы с постиндустриальной архитектурой внешней среды. Подобное "раздвоение" политического сознания российского истеблишмента в случае его упрямого и бездумного воспроизводства поставит крест на перспективах страны как сильного и самостоятельного игрока на международной арене. Эффективная государственность и авторитарный феодализм в XXI веке абсолютно несовместимы.

Наступившая эпоха вновь радикально меняет роль как государства, так и международных отношений. Меняются взгляды на способы самореализации государства. Все большее число ведущих стран мира приходят к пониманию, что доминирующий в международных отношениях вестфальский принцип национального суверенитета становится все менее пригодным. Причем европейцы считают, что наступила пора более решительных шагов к созданию всеобъемлющего правового миропорядка, при котором можно будет учитывать как собственные интересы, так и интересы других серьезных мировых игроков. Другие же - в первую очередь США - претендуют на полную отмену принципа национального суверенитета в тех случаях, когда "соблюдение формальностей" якобы неминуемо угрожает их национальным интересам.

Россия, как представляется, весьма заинтересована в том, чтобы, перефразируя Генри Киссинджера, превратить поддержание международной системы в сознательный проект. Искать новый баланс сил в мире методом тыка крайне опасно и опрометчиво. Базовая задача России - постепенно преодолеть отставание и вписаться в интенсивно формирующуюся новую глобальную среду. Необходимо адаптироваться в ряду ведущих государств мира.

По своим историко-культурным характеристикам Россия преимущественно европейская страна, а в геополитическом - евразийская. В настоящее время, несмотря на сохраняющееся в Европе двойственное отношение к расширению партнерских связей с Москвой, серьезные политические деятели все больше осознают, что для сохранения за собой лидирующих позиций на международной арене в наступившем столетии Старому Свету понадобится концентрация всех экономических, технологических, геополитических и культурных ресурсов. В Европе крепнет понимание того, что сколько-нибудь внятная европейская политика невозможна без учета фактора России.

Одновременно с этим специфика, своего рода "химия", взаимоотношений России с США уникальна в силу многих исторических, стратегических и психологических обстоятельств. Ярким подтверждением этих особенностей стала и реакция президента России Владимира Путина на события 11 сентября 2001 года.

Таким образом, Россия рубежа веков возвращается в Европу с багажом совершенно особых отношений с Соединенными Штатами. Это дает России исторический шанс занять нишу "межатлантического интегратора" - страны, которая находится в политическом пространстве между двумя атлантическими полюсами, возлагает на себя миссию по устранению политических брешей, стремится быть катализатором и инициатором трехсторонних совместных политических действий.

Исключительно важно при этом, чтобы у наших западных партнеров не создалось впечатления, будто Москва стремится в чисто советском стиле использовать противоречия между двумя атлантическими полюсами. Мы должны отдавать себе отчет, что любое драматическое обострение отношений между Европой и США пагубнейшим образом отразится на стабильности и предсказуемости международных отношений, ухудшит глобальную экономическую конъюнктуру, обострит обстановку во всех регионах мира, в том числе по периметру российских границ.

Россия должна вписаться в евроатлантическое пространство, стать внутренним фактором среды, занимающей наиболее благоприятное положение в международном сообществе. Стратегия на этом направлении в ближайшие десятилетия - посредничество для сглаживания противоречий. С одной стороны, следует избегать откровенного доминирования какой-то части этого пространства над всеми остальными, а с другой - не допускать слишком острых конфликтных ситуаций между участниками евроатлантического цивилизационного поля. Кстати, на решающем этапе иракского кризиса Москва, на мой взгляд, недостаточно энергично стремилась занять нишу инициативного посредника между Европой и США.

Акцент на евроатлантическом направлении вовсе не отменяет многовекторности в российской внешней политике. Напротив, у России есть интересы как на Востоке, так и на Юге и в различных заморских регионах. Также важна и интеграционная роль Москвы на постсоветском пространстве. Результативность усилий здесь будет только приращивать наши потенциальные возможности во взаимодействии с другими "полюсами" мира.

Другая важнейшая задача России в международных делах - остановить нарастание и размножение катастрофического терроризма. Усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом невозможны без укрепления международных институтов, и в первую очередь ООН. Одним из возможных путей решения проблемы эффективности этого ключевого института системы управления международными отношениями могло бы стать создание под эгидой Совета Безопасности международных штабных и разведывательных структур для координации усилий в антитеррористической борьбе.

Указанная задача перекликается с еще одной значительной проблемой современности. При нынешней американской администрации видны попытки приватизировать новые мировые тенденции. В самих США исторически борются между собой две тенденции: морально-этического и силового лидерства. Президент Дж. Буш-младший явно тяготеет к последней трактовке, чем лишь подталкивает свою страну к политическому одиночеству, неизбежно - как свидетельствует исторический опыт - настигающему всякую мощную империю.

По мнению ряда серьезных американских аналитиков, Россия способна предложить США больше, чем кто бы то ни было, в решении важнейших проблем американской внешней политики. В интересах России активизировать работу по разъяснению американцам долгосрочных издержек политики военной силы и унилатералистских настроений, доминирующих в нынешней администрации Белого дома.

Потенциал и политическая воля США предоставляют международному сообществу ключевой элемент в инструментарии реализации совместных решений по многим важнейшим проблемам. Выступив в числе главных организаторов многосторонних усилий в противодействии вызовам международной стабильности, США не только существенно повысят эффективность своих собственных действий в различных сферах, но и укрепят статус великих демократических ценностей (вместо того чтобы самим ставить их под сомнение).

В этой сфере Москва вправе ожидать поддержки западноевропейцев, всерьез озабоченных и даже раздраженных усилением имперских мотивов во внешней политике Соединенных Штатов. Последние события (Ирак, Ближний Восток) показывают: к дуэту ЕС-Россия США склонны прислушиваться, тогда как соло ЕС без России (как, впрочем, и наоборот) для них неизмеримо менее значимо.

Своими усилиями на поприще аккумуляции потенциалов ведущих стран мира для решения задач безопасности и устойчивого развития Россия могла бы оказать влияние на один существенный аспект и в обратном - европейском - направлении. Речь идет о пресловутом европейском пацифизме. Объективные сложности в деле становления оборонной идентичности союза государств, все еще разделенных национальными ареалами, тоже понятны. Однако в случае с новыми вызовами глобальной безопасности этико-гуманитарные филиппики в адрес тех, кто только и будет - случись что - способен защитить жизненные устои высокопарных "гуманистов", по меньшей мере опрометчивы. Европейцам нужно или выдвигать конкретные инициативы по оптимизации совместной контртеррористической борьбы, или самим показать пример эффективной стратегии в противодействии экстремизму.

Таким образом, оставаясь в евроатлантической среде обитания и при этом играя роль политико-дипломатического интегратора двух атлантических полюсов, Россия, по моему убеждению, добьется главного - относительно спокойного устойчивого развития на протяжении двух-трех предстоящих десятилетий. Причем эта цель может быть достигнута не посредством отказа от участия в международных делах, а, напротив, путем активизации внешней политики на действительно стержневом направлении. Тем самым Россия использует уникальный шанс стать фактором, приводящим к равновесию интересов и позиций внутри родственного ей (и в этом смысле "однополюсного") атлантического пространства, единого в своем многообразии.

И не следует поддаваться на сомнительные призывы в том духе, что для "такой великой державы, как Россия", неприемлемо быть "второй в Риме". В условиях глобализации поддаться соблазну "первенства на деревне" значит в долгосрочном плане утратить всякие перспективы на лидерство где бы то ни было вообще. А для сиюминутного поднятия "державного духа" можно вспомнить краеугольный постулат борьбы дзюдо: "сначала поддаться, чтобы потом победить".

"Победа" в данном случае означает решение фундаментальных задач социально-экономического и политико-психологического возрождения страны, реализацию подлинных национальных интересов, утверждение и стабилизацию международных позиций России. Этот путь долог, но его цивилизационный маршрут нужно выбрать уже сегодня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
872
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
619
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
861

Другие новости