0
7116
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.12.2015 00:01:00

Когда третий – лишний

Александр Караваев

Об авторе: Александр Караваев – политолог научный сотрудник Института экономики РАН

Тэги: сирия, война, снг, россия, турция, конфликт, азербайджан, казахстан


сирия, война, снг, россия, турция, конфликт, азербайджан, казахстан Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев хотели бы примирения России и Турции, так как это в интересах их стран. Фото Reuters

Политика максимальной дистанцированности от войны в Сирии не привела постсоветские государства к положению «тихой гавани». Пока еще война непосредственным образом не докатилась до границ СНГ крупными терактами, но зашла с малоожидаемой стороны – острым конфликтом России и Турции. Тюркские страны оказались в ситуации меж двух огней: когда брат воюет с братом. Наиболее ярко эта линия разлома проходит по Азербайджану и Казахстану, имеющими наиболее тесные торгово-инвестиционные отношения как с Турцией, так и с Россией.

Нужно заметить, что торговый кризис, вызванный антитурецкими санкциями России, имеет неоднозначные последствия для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и зоны свободной торговли СНГ.

Напрямую торговые запреты ударяют не сильно: вопреки ожиданиям скептиков в черный список попали только продукты питания и цветы. Возникают даже плюсы в плане возможностей замещения турецких товаров на российском рынке. Другое дело что увеличились экономические риски, в большей степени связанные с логистикой и таможней. К примеру, Баку может поблагодарить Москву за полную остановку турецкого транзита в Центральную Азию через территорию РФ: каспийская паромная переправа на Актау заработала в полную силу.

Главные последствия в другом – растут негативные ожидания партнеров в СНГ от труднопредсказуемых действий России. Получается, чем ты ближе к России в плане экономической интеграции, тем больше для тебя возрастают риски масштабной изоляции в связи с ударами штормовой геополитики между Россией и большей частью наиболее развитых стран мира.

Другая проблема – высокая степень ситуативной непрогнозируемости действий Кремля, заметим, не для соперников, а для союзников России. Москва не советуется. Скажем, решение Совбеза от 29 сентября о начале военной операции принималось без учета мнения ОДКБ, как само собой разумеющееся (правда, о проходе кораблей Каспийской флотилии для ракетной стрельбы Москва заранее ставила в известность Баку). Конечно. ОДКБ не НАТО, но сам факт вызывает у российских союзников вопросы, которые в Москве стараются не замечать. Один из них – какова цена этой организации в принципе? Если страны ОДКБ не надежные как военные союзники, то кто они? Нужно ли пересматривать конфигурацию организации?

Похоже, что Москва ставит достаточно жесткие критерии подобного союзничества: поддержка антитеррористических действий России подразумевает безусловную поддержку Башара Асада. Конечно, интерпретации могут быть разные, но такой смысл вытекал из выступления Владимира Путина в Душанбе 14 сентября на саммите СНГ. При этом какова цена такой поддержки, столицам СНГ видно из российско-американского кризиса.

Теперь о социально-экономических последствиях. Роль Турции в экономике Казахстана и Азербайджана далеко не одинакова.

Период, когда турецкие инвестиции играли определяющую роль в экономике Казахстана, остался позади. Стоимость строительно-подрядных работ – прежде всего речь идет о застройке Астаны – оценивалась на 2005 год в 4 млрд долл. (международный аэропорт Астаны, здание парламента, резиденция президента, отели, башни-близнецы в Астане и прочие объекты). Сюда же относится телекоммуникационная инфраструктура, казахстанская часть трубопровода Тенгиз–Новороссийск. В мае 2015 года завершилась прокачка казахстанской нефти по нефтепроводу Баку–Джейхан, и в ближайшее время она вряд ли возобновится, с учетом того что проблемы с расширением трубопровода КТК уже решены. Большинство подобных контрактов уже реализовано, и значит, вынужденная пауза в отношениях Астаны и Анкары может быть более-менее безболезненной.

С другой стороны, реальный товарооборот колеблется в диапазоне 1,2–1,8 млрд долл. Это не проcто отдельный сегмент работающего казахстанского бизнеса, но и реальная альтернатива прочим векторам внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Астаны. Есть и социальный аспект: в Казахстане работает около 350 турецких фирм, которые создали более 10 тыс. постоянных рабочих мест и в общей сложности обеспечивают доход почти 40 тыс. казахстанцев. Политическая многовекторность складывается как раз из ряда подобных составляющих. Поэтому Астана вынуждена принимать факт конфликта Москвы и Анкары, но будет сохранять торгово-экономические и политические отношения с Турцией.

Для Азербайджана ситуация сложнее. Прежде всего потому, что линия разлома «за Турцию» – «за Россию» прошла по самому обществу. Диаметральные высказывания будоражат азербайджанские социальные сети. Профиль контактов между азербайджанцами Турции, России и самим Азербайджаном чрезвычайно разнообразен. Благодаря общему социокультурному наследию Турция в Азербайджане воспринимается как вторая родина. Но сопоставимое, если не большее количество азербайджанцев живет в России.

Обе страны, Россия и Турция, находятся в тройке лидеров по обороту товаров и услуг с Азербайджаном. Многие российские азербайджанцы ведут бизнес с Турцией, и вводимые санкции ударят по их инвестициям. Для Азербайджана турецкая экономика в определенном смысле окно в мир (основной нефтяной экспорт идет через порт Джейхан, самые большие внешние инвестиции Азербайджана тоже приходятся на Турцию). Но Россия и российская экономика для Азербайджана это способ сохранения экономической стабильности и даже модернизации: Россия – ведущее направление несырьевого экспорта Азербайджана, речь идет прежде всего об агропроме. Но антитурецкие меры могут заметно ударить по азербайджанскому бизнесу в самой России – он уже успел испытать сложности от общего снижения покупательской способности в РФ после введения контрсанкций.

Другая, интригующая, тема – возможность Астаны и Баку сыграть роль коммуникатора в процессе нормализации отношений Москвы и Анкары. Почему Турция ищет подобное посредничество – понятно. По оценке заместителя премьер-министра Турции Мехмета Симсека, российские санкции при наихудшем сценарии будут стоить его стране около 9 млрд долл., а текущая ситуация скорее всего приведет к снижению ВВП на 0,4%. При этом принципы геополитики для Реджепа Тайипа Эрдогана перевешивают экономические проблемы. В этом по-прежнему видна парадоксальная близость Анкары и Москвы.

Владимир Путин оставил без ответа предложение Нурсултана Назарбаева и Ильхама Алиева о посредничестве. Действительно, в ситуации клинча, когда стороны не ищут компромисса, рассматривают свою миссию в регионе в качестве единственно верной, а действия объясняют необходимостью защиты «своего мира» и «европейской цивилизации», посредники пока не нужны. В сложившемся раскладе даже Вашингтон решил самоудалиться от посредничества, полагая конфликт полезным одновременно для снижения круга союзников России и повышения давления на Турцию.

С другой стороны, Астана и Баку могут предложить платформу для гуманитарного и бизнес-диалога между российскими и турецкими сообществами – обе столицы хорошо зарекомендовали себя на поприще международных форумов в различных диалоговых форматах. Наверняка это не приведет к урегулированию, но неплохо для общего снижения напряжения. Таким образом, своими предложениями содействовать нормализации Астана и Баку занимают выжидательную позицию, отдавая предпочтение «сочувственному наблюдению» дальнейшего развития событий. Зачем активно ввязываться? Российско-турецкий конфликт может оказаться первым подобным среди прочих будущих, вызванных сирийским кризисом. Какие-то частные приобретения в дальнейшем могут аннулироваться глобальными потерями. Очевидно, что линия нарастания напряженности выглядит основным трендом ближайшего десятилетия. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1101
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
778
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
883
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
936

Другие новости