0
2535
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

С "Камбэком"!

Тэги: живопись, фото


живопись, фото Семен Файбисович не знает ощущения истинности.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

Семен Файбисович, не находя вокруг себя того напряжения, которое могло бы спровоцировать адекватную рефлексию, бросил живопись в 1995 году. Оставив визуальное творчество, активно занялся литературным: вышло несколько его книг, а роман «История болезни» и сборник статей «Русские новые и неновые» вошли в шорт-лист премии им. Андрея Белого. Кроме того, выступал с инсталляциями и фото (где дважды стал призером «Серебряной камеры»). В 2007-м вернулся к живописи. Теперь в «Риджине» объединились в «Возвращении» (Comeback) 15 первых на новом этапе «нулевых» годов работ. «Он и она», а также циклы «Троллейбус» и «На остановке» сняты на сотовый телефон, но увидены и «обработаны» собственным живописным восприятием.

– Семен, когда вы оставили живопись в 95-м, предполагали ли к ней вернуться и какие должны были быть для этого условия?

– У меня не было никаких предположений, это было сиюминутное решение. И чем больше времени проходило от момента, когда я положил кисти, тем менее вероятным мне казалось возвращение – то есть сейчас это произошло для меня неожиданно.

– Ваша выставка называется «Возвращение»: это ваше возвращение к живописи, а в живописи речь о возвращении к той же некогда оставленной теме или сейчас начинается принципиально новый этап?

– Я думаю, что это принципиально новый этап, но он является естественным продолжением предыдущих. Ну потому что я – это я, и я никогда не старался делать что-то такое придуманное. Это всегда проживание своей жизни – не важно, в прозе или в живописи. Просто тогда я создавал портрет той эпохи, и, когда она закончилась, собственно, больше не о чем стало говорить. А сейчас, по-видимому, сформировалась какая-то новая эпоха и снова возникло возбуждение и желание на нее посмотреть и создать ее портрет.

– Изменилось что-то в вашем отношении к искусству и к стране за этот перерыв с 1995 по 2007 год?

– Разумеется. И страна другая, и искусство другое. Ну в двух словах это трудно сказать. Дело в том, что я закончил не на вот таких людях тогда, а на большом проекте, связанном с исследованием оптики человеческого зрения. В 90-е годы, когда начались новые времена, ушло то напряжение, которое меня провоцировало выяснять отношения с той жизнью. А осталась привычка к напряженному вглядыванию – и я заметил, как бегают кружочки в глазах, слепые пятна, как от бессонницы, когда человек просыпается с раздвоенным, остаточным зрением, когда глаза закроешь после того, как на что-то яркое посмотришь┘ Вот этим я начал тогда заниматься, да, собственно, и закончил на этом. А сейчас опять возникло возбуждение от той реальности, которая вокруг тебя┘ Ну, возможно, в советские времена это было напряжение между реальностью, созданной Богом, и реальностью, созданной большевиками, театром, который они нам устроили, – и это страшно чувствовалось в каждом моменте жизни, этот театр┘ А сейчас, может быть, это напряжение между глянцевой реальностью, которая в телевизоре, во всех этих журналах, которая воспринимается как бы настоящей, и той реальностью, что продолжает протекать перед глазами каждого, в которой следы глянцевой реальности присутствуют (в рекламе и так далее) и кладут отпечаток на то, кто как одевается и кто как выглядит. И есть напряжение: меня волнует как раз не глянцевая реальность, глянцевая меня совершенно не возбуждает.

– У вас как раз на новой выставке есть работа, где сопоставлены уставшее женское лицо и глянец рекламы┘

– Да-да, дело в том, что сама девушка не менее красивая, чем в рекламе, но она настоящая, усталая, она накрылась капюшоном, и ей все по барабану. А там сзади все сияет – не случайно работа называется «Северное сияние», здесь все это включено.

– Вы довольно активно участвуете в литературном процессе: «словесный взгляд» как-то повлиял на зрительное восприятие мира или, может быть, наоборот?

– Дело в том, что мой литературный проект сейчас закончился. Занявшись живописью, я приостановил литературные занятия. Но вообще, наверное, правильнее говорить о том, что для меня это продолжение одного разговора, который для меня существует и мне интересен, но ведется на разных языках. И связанная с этим специфика: потому что если речь о публицистике и эссеистике, то это обращение к читателю, если о прозе, то тут в основном о себе. А в живописи о себе что говорить – в живописи та реальность, что вокруг меня. Специфика, связанная с жанром, существует, но главное – разные языки, позволяющие по-разному высказываться, а вместе создающие полифоническую картину мира. Конечно, литература и живопись как-то влияют друг на друга, поскольку существовал период параллельных занятий, но в основном это языки для моего разговора.

– Несмотря на то что ваши картины относят к реализму, вы в них часто смотрите на мир как будто сквозь призму. Этот взгляд соответствует именно нашему времени?

– Я не могу сказать за всю эпоху, «не скажу за всю Одессу», я за себя могу сказать. Дело в том, что реализм же не предполагает какого-то тупого прямого высказывания. Реализм – это когда тебя заводит реальность, когда она является твоей темой, а уж как ты эту тему раскрываешь┘ И это, безусловно, реализм, который можно по-разному называть. Мне кажется, что название «фотореализм» неправильное, потому что оно уже ничего не говорит в сегодняшней культуре, все рано что называть художника импрессионистом на том основании, что он использует достижения импрессионизма. Фотореализм – это историческое течение в живописи, которое преодолело комплексы живописи по отношению к фотографии. Вот и все. Потому что любой реалист пользуется фотографией. У нас нет крепостных, как у Венецианова, чтобы ставить натуру и ее срисовывать. И в автобусе ты не в состоянии делать эскизы с натуры. Фотографией уже давно пользуются все, и этого не надо стесняться. А здесь по-прежнему разговор фотореалист–не фотореалист. Интереснее давно уже другие темы.

– Я имела в виду, что взгляд рассеянный, расфокусированный, то есть мы смотрим на человека не прямо (как на обычной фотографии), а сквозь призму вашего восприятия.

– Это уже скорее уроки постмодернистской культуры, когда периферийное зрение становится главным, когда начинаются исследования оптики и ты замечаешь то, чего раньше не замечал, когда ты видишь, что между тобой и миром находится некоторая пленка. Она влияет на то, как мир попадает в тебя, и на то, как ты реагируешь на этот мир. В этом смысле, мне показалось, уже задним числом, что созданное сейчас является продолжением обоих разговоров: и того первого, и того, где исследовалась оптика, то есть речь одновременно и о том, на что мы смотрим, и о том, как.

– То есть прошло время, и вы как-то пропустили это через себя┘

– Так получилось, у меня не было такого проекта, но поскольку для меня проектом является проживать собственную жизнь и при этом отдавать себе отчет, что с тобой происходит, рефлектировать, – то мне кажется, что такая история случилась, два начала соединились в новый процесс, в новый период.

– Вы работаете циклами, потому что это способ более полного выражения?

– Да, вы правы: это позволяет сделать развернутое высказывание. Как в прозе: есть короткая форма, а иногда тянет на крупную. В живописи – я не исключаю возможности новых сюжетов, но уже возникла привычка их объединять в более крупные формы. Как есть дом и есть ансамбль, внутри которого каждый дом обладает самостоятельной ценностью, но при этом они еще друг друга дополняют, создают другую цельность, новое измерение со своей драматургией. Основной смысл циклов для меня в этом.

– Выражения лиц на картинах связаны с политической обстановкой в стране?

– Тут никаких программных идей нет, но я думаю, что это естественное отражение моего восприятия сегодняшней реальности. Сейчас это приобрело такую форму, а в следующем цикле, возможно, будет другой акцент и другой крен. Ведь и сами сюжеты тоже диктуют собственную интонацию: специфика троллейбуса, вокзала или метро – или людей на улице. Конечно, через это идет разговор о времени, просто я не стараюсь педалировать его – я пропускаю через себя и доверяю зрителю самому срезонировать. Это обращение к зрителю, где мой взгляд предполагает его ответ, резонанс, включение в мои ощущения.

– Это, наверное, наиболее действенный способ высказывания, потому что всегда раздражает, когда что-то навязывается?

– Не знаю, все проживают, как считают нужным. У меня нет ощущения истинности, как есть у многих художников. Мне это кажется естественным и правильным, просто по-другому мне неинтересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1323
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1124
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1031
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1370

Другие новости