Нежный ветерок редко когда сопровождает жизнь актрисы. Фото со страницы Анастасии Патлай в социальной сети Facebook
Курилка в психушке – отличное место для завязки истории. Депрессивные, маниакальные, суицидальные сползаются себя показать, на других посмотреть. Вот, к примеру, прелестная блондинка Настя. Она очень чувствительная и легковозбудимая. Это, конечно, всего лишь симптомы (и нередкие). А диагноз у Насти интересный: она актриса. Это не лечится, к такому выводу приходят семь актеров – персонажей спектакля «Вне театра/ А что, если я не буду…»
Жизнь в Театре.doc бьет ключом, несмотря на скорый переезд. Когда видишь афишу, получаешь уведомление о новых спектаклях, читках, акциях, понимаешь: эту песню не задушишь, не убьешь. Только-только обжитой флигель на Разгуляе театр вынужден оставить. Но уже найдено новое помещение – в Малом Казенном переулке. Кроме прочего, там в новом сезоне состоится премьера спектакля Анастасии Патлай «Вне театра/ А что, если я не буду…» Но первый показ прошел в старых новых стенах.
Этому проекту почти год. В августе 2014-го решили интервьюировать тех, чья жизнь на сцене или в кино не задалась – актеров трудной судьбы, или неудачников, или вовсе покинувших профессию. Имя им – легион! Но не каждый решится на публичный душевный стриптиз. Тут ведь надо создать роль на основе собственных мытарств, обид, тоски по несбывшемуся. После долгого кастинга (как героев, так и обработанных историй) осталось семь персонажей, семь линий. Драматург Нана Гринштейн как-то ловко их перетасовала – так, что не стали они набором докладов-самопрезентаций. Спектакль получился собранным, динамичным, хотя, в общем-то, на сцене только и делают, что говорят.
Говорят о прошлом и настоящем. Герои спектакля – взрослые люди, и о мечтах юности вспоминают с иронией. В 17 лет каждая третья девочка хочет стать актрисой (из представленной в спектакле семерки актеров только двое – мужчины, да и те признаются: «Все актеры – бабы!») И очень многие из тех, кто хочет, поступают в театральные вузы, проживают четыре учебных года как восхитительную, веселую, полную надежд жизнь. А потом выходят в жизнь настоящую, где театры переполнены и ни в один не воткнешься, а если воткнешься, то учись толкаться локтями, интриговать, годами ждать хоть крошечной роли… В кино учись ходить на кастинги как на работу, лебезить перед агентами и ассистентами… Часто переход из институтского «питомника» во взрослую жизнь оборачивается депрессией, у кого-то нервным срывом, как у вышеозначенной блондинки Насти – ныне популярнейшей Палны из сериала «ДеФФчонки». Лучезарная Анастасия Денисова, пожалуй, самый удачливый персонаж из всей семерки. Ее пример словно из голливудских учебников: твой шанс тебя настигнет, когда ты перестанешь ждать. Юная выпускница ГИТИСа, без работы и с младенцем на руках, Настя пережила отчаяние. Потом решила забыть о мечтах детства, пошла работать секретаршей в офис. И успешно там работала несколько лет. И вот однажды раздался звонок: приглашаем на кастинг в сериал канала ТНТ.
Но «Вне театра» во всех смыслах – вне, он не узкоцеховой. Смотрится он так хорошо, потому что трогает – у каждого ведь в 17 лет была мечта, был порыв служить чему-то там большому. Авторы и исполнители (они же персонажи) нашли баланс пафоса и иронии, нежности к идеалам юности и нынешнего знания законов жизни. Просто судьба художника, артиста в этом смысле более показательна. Говорят: актеры как дети. Как бы дальше ни складывалась жизнь, они отличаются особой впечатлительностью, они фантазируют и сопереживают. Елена Лемешко вот высмотрела в приюте самого неконтактного, угрюмого кота. Так ребенок из всех игрушек выбирает старого мишку с пришитой лапой и пуговицей на месте глаза. Лемешко мы помним актрисой МХТ им. Чехова, она играла в спектаклях Миндаугаса Карбаускиса, Кирилла Серебренникова, Юрия Бутусова, потом пропала с радаров. Оказывается, из актрис попросили, так она тоже пошла в секретарши, но не в офис, а в театр! Распечатывала тексты ролей для других артистов… Теперь тот период мучений переплавлен в роль на сцене Театра.doc.
Вообще, конечно, участие актеров в таком проекте вызывает уважение. Конечно, в спектакле собрались и откровенничают те, кому нечего терять, кто не связан контрактами с академическими театрами. Красотка Екатерина Строгова ведет программу «Магазин на диване» и к каждому эфиру относится как к творческому вызову. Недавно читала дочке «Мумми-тролля» на разные голоса и сделала открытие: она не героиня, как всю жизнь хотела думать, а характерная комическая артистка… А герой-неврастеник Александр Топурия, помыкавшись по сериалам, а потом курьером, стал писать сценарии (но на встрече с продюсерами все равно норовит повернуться своим выгодным профилем – вдруг оценят и пригласят на роль). Наргис Абдуллаева, которую театралы помнят звездой ташкентского театра Марка Вайля «Ильхом», трудится на таких работах, от которых когда-то мастер предостерегал («Попадешь в официантки – все, пропала ты как актриса»). Груба жизнь. Но она продолжается.