0
2938
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2017 00:01:00

Вся Финляндия танцует

Тэги: хельсинки, национальный балет, премьера, земля калевалы


хельсинки, национальный балет, премьера, земля калевалы Постановка вышла далеко за пределы эпоса. Фото с официального сайта театра

Без натуги и пафоса встречает Финляндия 100-летие своей государственности. Впервые красный день календаря здесь отмечали 6 декабря 1917 года, после одобрения парламентом Декларации независимости от России. В 2017-м празднуют весь год – с января по декабрь. Круглой дате посвятил мировую премьеру балета «Земля Калевалы» Национальный балет Финляндии.

Девиз для юбилейного года выбрали актуальный – «ВМЕСТЕ». Торжества так или иначе объединили 150 стран мира. В самой Финляндии любой желающий мог подать заявку на участие в праздновании, в результате чего созданная по принципу открытости официальная программа включает около 5 тыс. разнообразных проектов. Среди них – как тривиальные вроде благотворительных концертов, студенческих шествий или массовых спортивных соревнований, так и нестандартные. Например, проект «Вся Финляндия обедает вместе» призывает жителей в День независимости пригласить на обед тех, кто не имеет возможности по-другому отметить праздник. Другая любопытная акция – «100-летие Финляндии в регистрационных номерах автомобилей». Около 2 млн жителей страны приняли участие и в веселом флешмобе «Вся Финляндия танцует».

С января 2017 года любой человек, дружеская компания, семья или трудовой коллектив независимо от возраста и уровня подготовки могли сочинить для себя танец или выучить предложенный в одном из жанров (балет, стрит-данс, современный танец, парный и народный танец, шоу-танцы и фристайл), снять его на смартфон и выложить в Интернет. Танцевали действительно все – от инвалидов-колясочников до мэра Хельсинки Юсси Паюнена и его администрации. Из записи, опубликованной на официальной странице Хельсинки в Facebook, видно, что чиновники танцуют с явным удовольствием и не без изящества.

Конечно, и профессиональные артисты в стороне от юбилейных торжеств не остались. В ноябре в Национальном балете Финляндии состоялась мировая премьера – постановка датчанина Кеннета Греве «Земля Калевалы» («Kalevalanmaa»), где наряду с танцовщиками участвовали хор и оркестр Национальной оперы, аккордеонист-виртуоз Киммо Похьёнен и ансамбль народной музыки «Вярттиня» (к слову, впечатление ансамбль произвел ни с чем не сравнимое). Перед тем как занять места в зале, зрители получили возможность попасть за кулисы, пройдя по театральному «нутру», встречая на пути живые картинки из разных эпох и непритворно улыбчивых волонтеров, которые не дадут заблудиться.

«Земля Калевалы» – не руны национального эпоса в танце, а экскурс в историю финнов от старины глубокой до XXI века. Древние люди на берегах холодного моря, становление нации, борьба с засильем шведского языка, борьба против русификации. Первая мировая война. Декларация независимости. «Зимняя война», Выборг, принудительное переселение. Вторая мировая… И вот уже рок-н-ролл, хоккей, прыгун с трамплина (очевидно, Матти Нюкянен), гонщик «Формулы-1» (Мика Хаккинен или Кими Райкконен), Nokia с ее знаменитым рингтоном. Естественно – сауна.

Составитель музыкального коллажа Туомас Кантелинен для каждого из значимых событий финской истории подобрал свое «музыкальное воспоминание». Тут произведения Ууно Клами и Яна Сибелиуса, танго и фокстроты 30–40-х (зрительный зал подхватывал знакомый мотив и пел вместе с артистами), народные мелодии и сегодняшние хиты. Танцуют герои «Калевалы» – Айно, Вяйнямейнен, Илмаринен, Лемминкяйнен (одна из сцен прямо воспроизводит картину Аксели Галлен-Каллелы «Мать Лемминкяйнена»). Отплясывают исторические личности – собиратель эпоса Элиас Лённрот, фенноманы Йохан Вильгельм Снелльман и Йохан Людвиг Рунеберг, крупнейший архитектор, отец североевропейского модернизма Алвар Аалто, первая финская феминистка Минна Кант. Отдельный комический эпизод посвящен Урхо Кекконену, проведшему на посту президента четверть века.

Искреннее, временами очень наивное действо. Но неожиданно оно вскрыло любопытную особенность в подходе к изображению истории. Не испытывая потребности ни в демонстративном, ни в карманном кукише, здесь не пинают мертвого льва. Не плюют ни в прошлое, ни в будущее. Ни в чужое, ни в свое. Не персонифицируя «врага» (в спектакле действуют лишь обобщенные «злые силы») или союзника, о котором не хочется вспоминать, показывают преодоленные с умом и профессионализмом трудности, череду испытаний, пройденных народом стойко и с честью. Недаром на протяжении всей истории героев спектакля сопровождает мальчик Сису. Слово «сису» обозначает основную черту национального характера Суоми. В этом не имеющем дословного перевода слове – упорство, стойкость, смекалка, способность четко видеть реальную цель и идти к ней, не разрушая, а создавая. Без натуги, без пафоса, без претензии на «глобалку». Бороться и обязательно – выжить. И непременно – радоваться. И танцевать.

Почему бы и нет? Им есть что праздновать.

Хельсинки–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1538
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1738
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1843
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4192

Другие новости