Удивительный аппарат - одновременно памятник инженерной мысли и фантазии художника, образец утопических надежд авангарда. Фото автора.
У основоположника конструктивизма Владимира Татлина (1885-1953) была единственная прижизненная персональная выставка - в 1932-м в ГМИИ - посвященная как раз его махолету. Сохранилась фотография, где "Летатлин" парит над колодцем в Итальянском дворике музея. Там представили три модели аппарата. Первый вариант "Летатлина" был сделан в 1929-32 годах - искусствовед Василий Ракитин назвал его "последним актом художественного идеализма эпохи авангарда". После смерти художника в 1953 году Комиссия МОСХа по наследию Татлина распределила произведения из его мастерской по разным музеям. Фрагменты "Летатлина" в разобранном виде поступили в Центральный дом авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени Фрунзе. В прошлом году дирекция Третьяковской галереи попросила Музей ВВС предоставить "Летатлина" для постоянной экспозиции в здании на Крымском Валу. В ГТГ аппарат отреставрировали, и теперь он парит в одном из залов.
Удивительный аппарат - одновременно памятник инженерной мысли и фантазии художника, образец утопических надежд авангарда (а 1932-й год - это ведь уже всё, год постановления ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций"). Заняв свое место в Новой Третьяковке - похожее на птицу сооружение (называвшееся, в частности, "воздушным велосипедом", хотя человек там должен был располагаться горизонтально - скорее как пловец) парит прямо над головами зрителей, - "Летатлин" остается на балансе Музея ВВС в Монино. В галерее надеются, что после истечения срока действия договора его продлят, и махолет будет оставаться здесь.
В Монино "Летатлин" находился в залах зарождения и развития авиации (хотя, как пишет в "Энциклопедии русского авангарда" Дмитрий Димаков, "испытания "Летатлина" оказались неудачными: еще до их начала аппарат был поврежден при перевозке; отложенные на время, больше они не возобновлялись. К настоящему времени сохранился только один демонстрационный "Летатлин", два других утрачены". Как описывают это в ГТГ, "после нескольких показов в 1930-е годы бытование всех "Летатлинов" точно не определено. Ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел"). В 1990-х аппарат возили на разные выставки - до 1996 года: он был поврежден при транспортировке, отправился на реставрацию в Центр Грабаря и с тех пор был в музее "невыездным". В 2005-м в Монино случился пожар, аппарат пытались спасти. Музей обращался в Минкультуры с просьбой выделить средства на реставрацию - тогда подсчитали, что нужно 970 тыс. рублей. В этом ведомстве помочь "Летатлину" не смогли и посоветовали обратиться в Минобороны. Сейчас, по словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, сумма реставрации была выше - но нашли спонсора. Во время пресс-конференции на вопрос о том, будут ли теперь выдавать "Летатлина" на выставки, Трегулова ответила, что за последние 20 лет, пока его никуда не вывозили, многие музеи потеряли надежду получить "Летатлина", из-за чего порой появлялись ужасные его реконструкции - но что в принципе перевозить махолет не так трудно: он состоит из трех больших фрагментов.
То, что "Летатлин" оказался в Третьяковке - не только удивительная возможность наконец-то увидеть его именно в художественном пространстве и контексте (неподалеку - татлинские же нововведения 1910-х годов - в частности, реконструкция "Углового контр-рельефа "Воздушный таран" 1915 года, недалеко и "Черный квадрат" Малевича), вспомнив и утопии авангарда, и даже утопию Леонардо да Винчи, тоже в свое время грезившего полетами. Но это и надежда на прояснение одной из загадок авангарда. В музее пишут, что "в дальнейшем предстоит продолжение научных изысканий, изучение архивных документов и деталей других аппаратов для уточнения первоначального облика экспоната".