0
6030
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2017 00:01:00

Спасительная пропасть искусства

Тэги: выставка, ммси, таус махачева


выставка, ммси, таус махачева Фрагмент из видео «Канат». Фото предоставлено пресс-службой музея

Таус Махачева входит в число самых востребованных сегодняшних молодых российских художников – в частности, в 2017-м она участвовала в основном проекте 57-й Венецианской биеннале. Выставку «Облако, зацепившееся за гору» в главном здании Московского музея современного искусства на Петровке она сделала вместе с куратором Алексеем Масляевым и рассказывает там истории, понятные и важные не только для арт-сообщества.

Нанизанные на леску старые открытки висят поперек коридора, они «парят» в воздухе, одновременно напоминая тэги, смешавшие историю с современностью. Это «Типы Кавказа» – разные народности и возрасты, и просто бытовое – банщик, делающий массаж. Такие карточки можно достать на блошиных рынках. Выставка – тоже коллекция, только историй, и одна из первых тут «Гамсутль» (видео о дагестанской деревне, на которую имели виды Персия и Россия и которая теперь опустела, у Таус только перформер тут и там застывает то в позе борца, то в позе танцора) как раз и открывается заставкой в виде фотокарточки тона сепии.

Таус Махачеву всегда представляют как внучку Расула Гамзатова, выпускницу Голдсмитс-колледжа и лондонского же Королевского колледжа искусств (прежде она изучала экономику в РГГУ), московского Института проблем современного искусства, лауреата премии «Инновация» и Премии Кандинского, участницу разных биеннале по всему миру. Ее alter ego – Супер Таус, герой нашего времени, герой вне времени и одновременно ответ жаждущим узреть всесильного супергероя. Ее работы уже есть у Центра Помпиду и галереи Tate Modern, а у Третьяковки нет, но директор Зельфира Трегулова очень хотела бы их получить (см. «НГ» от 04.09.17). Почетный список можно продолжить, важнее, что искусство Таус тот случай, когда модный художник и хороший – абсолютные синонимы. «Облако, зацепившееся за гору» лишний раз это подтверждает.

Таус берет конкретные истории – людей ли, страны ли, конкретного места или институции – и выводит их на уровень обобщения, понятный разным аудиториям в большой степени благодаря человечности, которая остается ядром произведений. На 57-ю Венецианскую биеннале, прошедшую с темой-девизом «Да здравствует живое искусство!», Махачева привезла, в частности, «Канат». На экране с одной скалы на другую, в пейзаже, от красоты и опасности которого захватывает дух, переносит картины канатоходец. Художница рассказывала в интервью, что как-то глава Дагестана распорядился, чтобы Государственный музей им. Тахо-Годи за неделю переехал в новое здание. Музейщики просили помочь коллег, но, по слухам, что-то  «вроде ковров» пришлось бросать «чуть ли не из окон», потому окрестные жители логично забеспокоились, что с музеем случилась беда. Таус «очистила» видео-«Канат» от деталей и подробностей той истории, и это, не лишив работу воспоминаний об определенной точке отсчета, вывело ее на универсальный уровень разговора об уязвимости культуры вообще.

Почти парадоксальная вещь, в этом видео, соединяющем хождение над пропастью с нашим медитативным на все это смотрением, – эта пропасть все же спасительна, пока есть люди, которые вызовутся ее перейти. При этом «что-то героическое» в искусстве Таус лишено иерархии, вытаскивает ли она из начала 1990-х историю о том, как смотрительницы дагестанского музея спасали украденную картину Родченко, продолжает ли эту историю в 2010-х эпизодами с Супер Таус, ищущей место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдуллаевой в Махачкале, в Париже (в Центре Помпиду) и в Москве. Или просто показывает Супер Таус сильной горской женщиной, что освобождает горную дорогу от огромного камня, спихивая его в пропасть на глазах у мужчин и по-хозяйски, как на кухне, отряхивая с рук грязь, прежде чем сесть в машину и ехать дальше.

Часто работая с национальным колоритом, Таус берет не только человеческие истории, но и человеческую интонацию: здесь не только герои и супергерои, но и не менее спасительная самоирония. Берется она в отношении клише к национальному же колориту: вот в одном зале несколько экранов, и пока на одних пасутся на фоне открыточных красот стада, на других по кругу воспроизводится повседневная уличная сценка с дружескими приветствиями ничем не занятых ребят. А вот «Гамсутль» и напротив него «Пейзаж» с горной грядой из носов с выразительными горбинками.

Таус перебирает разные визуальные коды, разные техники, разную эстетику. Ее видео – то сложные в производстве съемки, то будто бы на ходу, как на телефон снятые ролики, и это тоже дело интонации, в которую она добавляет разные оттенки, чтобы звучать индивидуально, искренно. А открыточную «тему» по-своему продолжает коллекция советских вывесок из Дагестана. «Слава конному спорту», «Ремонт часов», «Ресторан Каспий», «Бензин», за ними одинокий быстрый всадник из железа в отдельной комнате: покрывающиеся ржавчиной огромные буквы она поставила друг за другом, и они образуют свой пейзаж – перспективу времени и восприятия. Важные для ее искусства категории.

Концовка нынешней выставки-путешествия – многоточие, точно поставленное именно для этого проекта. «Байда» – это и промысловое судно, и разговорное словцо – пустяк. Пятнадцать минут в кадре плещется венецианская водичка, по которой все дальше в пустоту плывет лодка с биеннальными гостями, ведущими пустой разговор вроде бы и о работе, к которой они устремились, но в духе ничего не значащих вернисажных бесед. В конце концов они приплывают к перевернутой вверх дном лодке. Таус выбрала историю о дагестанских рыбаках, которые, понимая, что могут не вернуться домой, если лодка переворачивалась, привязывали себя к ее носу, чтобы в случае смертельного исхода можно было обнаружить хотя бы тела. Эта лодка в Венеции, но удаленная от биеннальной суеты – еще одно обобщение. О пути и о цели, о жизни, но и о понимании современного искусства в том числе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
679
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
827
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
764
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
761

Другие новости