0
3919
Газета Культура Интернет-версия

31.01.2018 00:01:00

Декорации ожидания

Ирина Корина создала на Винзаводе инсталляцию "Не только про тебя"

Тэги: винзавод, выставка, ирина корина


винзавод, выставка, ирина корина Одна из частей инсталляции – «Волна» – исходит мыльными пузырями. Фото со страницы ЦСИ в «ВКонтакте»

Выставка Ирины Кориной, участницы основного проекта 57-й Венецианской биеннале, завершает стартовавший в прошлом году к 10-летию Винзавода цикл проектов «Прощание с вечной молодостью». «Не только про тебя» – site-specific art, ставший, по словам Кориной, «историей о смелости быть декорацией для декорации».

Пять частей обозначены на чем-то вроде «легенды», все как на ладони. А последнюю мучительно не можешь найти. Ира Корина, кажется, не дает зацепки: «Скала», «Волна», «Каскад», «Аллея» и «Небосвод» (его-то поначалу никак не сообразишь, где искать, не только потому, что небо сейчас зимне-серое). И «Не только про тебя» – заглавие, будто случайная реплика, повисшая над частями пейзажа. Как их соединить? Но Корина верна себе, верна давно выбранным материалам, и она рассказывает историю, показывая среду.

Баннерная ткань, пластик – приметы сиюминутности, повседневности, но и по ним будут судить о сегодняшнем времени. Дешевые материалы как вечное ощущение, что вот-вот, немного подождать, и все переменится. Нет ничего более постоянного, чем... «Скала», смехотворно величественная в своей открыточности, как в парке развлечений или задник для фотографии на курорте в семейный альбом. «Аллея», на которой плотно стоят то ли полуколонны из красного, как здания Винзавода, кирпича, то ли стволы деревьев. И одно неумолимо становится и фасадом, и изнанкой для другого, сквозь кору просвечивает кирпич. А между «стволов» висят тряпочки то с оленями, то популярной леопардовой расцветки. Или «Каскад»: крыши-козырьки, норовящие сложиться, аки карточный домик, в попытке мимикрии в расцветку под «внушительную» кирпичную стену. «Волна» – огромное полотнище, накрывшее крышу уходящей вниз избушки-«Атлантиды». Волна эта, если приглядеться, попутно исходит мыльными пузырями, а потом обращается в часть кирпичной стены. Кто гонит волну, превратившуюся в мыльный пузырь? Снег и ветер потихоньку уравнивают эту выставку-декорацию в правах с другой – архитектурой Винзавода.

На фестивале «Архстояние» в 2016-м Ира Корина с Ильей Вознесенским поставили в лесу «Теневой павильон», импровизированную беседку, эдакий парковый павильон из сподручных материалов современности – заржавевших щитов ОМОНа. Было пограничное ощущение двух вроде бы противоположностей: страха и спокойствия. Знаменитую и знаковую инсталляцию Кориной «Показательный процесс» в 2010-м показывала галерея XL на Винзаводе: яркую, но аморфную пластилиновую массу в клетке можно рассматривать и как метафору апатии, и как медленно, но идущих процессов. Сейчас, когда давно стали привычными, к примеру, тряпицы, которыми завешаны фасады зданий, эти отличные от лиц «личины», нынешнюю «тотальную инсталляцию» на Винзаводе тоже поначалу можно пропустить, но в том и суть, что жизнь – в ожидании события и в проявлении будничности.

В будничность художник добавляет дозированную меру гротеска, которая делает работу комментарием, декорацией к действию, это и жизнь в целом, и жизнь искусства. Что касается последнего, Ира и пишет, что «в этом действии важны самые незначительные детали... Нас ждет вечеринка мимолетности. Будьте внимательны, не пропустите невидимые и безмолвные фейерверки!». Возможно, это еще и о деталях, которые притаились, чтобы перевернуть представление о целом – это для современного искусства (да для всякого вообще-то) важный момент. В конце концов над тем пространством, где некогда был тот самый «Показательный процесс», замечаешь «Небосвод», деталь невидимую, пока не сделаешь полный круг по площади Центра современного искусства. Это вечно погожее небо в виде веера, или в виде следа, расчищенного дворниками на стекле, – тоже декорация, на фоне которой гнездо. Инсталлированный Кориной на Винзавод «пейзаж» – «Не только про тебя» – про всех. Про ощущение жизни и зыбкого водораздела между нею и искусством.

У концептуалиста Виктора Пивоварова есть такая картина-объект: в узком прямоугольнике, заключенном в грубую рамку, написано «Может быть все может быть». Так вот «Не только про тебя» – тоже сродни этому «может быть». И высящийся над пейзажем-декорацией «Небосвод» с гнездом может быть знаком надежды на обновление, может быть иронией на тему лаврового венка. А может быть напоминанием о возможности посмотреть с высоты если не птичьего полета, то все же как-то иначе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
3532
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
2284
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
2264
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
3570

Другие новости