Соединение реальности и сказки, быта и мечты привлекает к балету все новых постановщиков. Фото Антона Завьялова с официального сайта театра
В Государственном Кремлевском дворце показали версию, которую под Новый год представил балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко. Главную партию исполнила прилетевшая из Лондона Наталья Осипова.
В наши дни увидеть на гастролях в Москве лучшие отечественные оперные или балетные театры почти невозможно – исключение составляет фестиваль «Золотая маска», раз в год собирающий около двух десятков лучших спектаклей со всей страны. Балет пермского театра еще с советских времен провинциальным считается только по географическому, но не профессиональному признаку. Он обладает кордебалетом редкого единства, неординарными солистами и репертуаром, включающим несколько спектаклей – лауреатов той же «Золотой маски». У труппы много поклонников в столице. Тем не менее о гастролях, которые развернуто представили бы ее эксклюзивные балеты и новое поколение танцовщиков, остается только мечтать и радоваться внеплановой встрече.
Алексей Мирошниченко, автор нового «Щелкунчика», уже почти 10 лет стоит во главе Пермского балета. Как и основатели труппы, он – воспитанник Мариинского театра, поэтому академическая классика остается его фундаментом. Как и в Петербурге, стиль модернизируется благодаря балетам выдающихся мастеров ХХ века – Баланчина, Роббинса, Эштона, Макмиллана, а собственное лицо труппы создается постановками сегодняшних хореографов.
Обращение к последней балетной партитуре Чайковского назвать оригинальным сложно – вероятно, это самый репертуарный в мире балет. Популярность тем не менее не означает существования идеального – или приближенного к нему – варианта. Соединение реальности и сказки, быта и мира мечты, упоительного счастья и отчаяния манит на штурм все новых постановщиков. Не стал исключением и Мирошниченко. Хореограф, как все петербуржцы-ленинградцы, вырос на безмятежной сказочной версии Василия Вайнонена и в собственное путешествие взял классический сюжет и пуанты.
Но расшатанные сваи старого либретто, вбитые еще Мариусом Петипа, он укрепил гофманскими сюжетными подробностями. В спектакль Мирошниченко вернулись многочисленные второстепенные персонажи, цветочное царство Блюменбург заменило приторный Конфитюренбург. Сестра Луиза с дедушкой и родителями разыгрывает в домашнем театрике сказку о принцессе Пирлипат и волшебном орехе, а у Дроссельмейера появляется молодой племянник, который в финале оказывается точной копией приснившегося Мари Щелкунчика-Принца. Семья Штальбаумов переехала из Германии неопределенных времен в Петербург 1892 года, и с помощью сценографии Альоны Пикаловой и костюмов Татьяны Ногиновой убежденному пассеисту Мирошниченко удается создать впечатление, что, возможно, в соседнем доме с семейством живет и пишет музыку Чайковский. А в цирк посмотреть на представления уличных танцовщиков забредают не только Дроссельмейер и Мари, но и Лев Иванов, первый постановщик «Щелкунчика».
Живую связь времен в этом балете удается восстановить не только с помощью драматургии и визуального облика спектакля. Мирошниченко, кажется, никогда еще не сочинял с таким упоением и свободой классические ансамбли. Его 24 снежинки летают, поднимая настоящую снежную бурю, на волнах которой несутся Мари и Щелкунчик-Принц, согреваемые расцветающей любовью. Их приветствуют целым соцветием разнохарактерных танцев шесть пар влюбленных с разных концов света. На празднике в Блюменбурге гигантский ансамбль из 16 танцовщиц кордебалета и 4 солистов ткут живой цветочный ковер в Вальсе цветов. Но если на родной крошечной сцене в Перми артистам приходилось контролировать амплитуду каждого жеста, то гигантская арена Кремлевского дворца дала ощущение свободы.
Это было особенно важно для приглашенной примы – Натальи Осиповой. Она заставила забыть о том, что текст ее партии в этой версии довольно лапидарен, и станцевала Мари на фантастической элевации и таком эмоциональном накале, который способен сжечь даже балкон гигантского зала. Никита Четвериков – Щелкунчик-Принц – оказался ей не только партнером, но и союзником: не обладая столь же открытым темпераментом, в совместных адажио он помог Осиповой добиться эффекта непрерывного ликующего полета. Прима-балерины театра Полина Булдакова и Инна Билаш, танцевавшие Мари на декабрьской премьере, в гастрольном спектакле вышли в Восточной и Французской парах, украсив «Щелкунчик» своим мягким деликатным танцем. Единый актерский ансамбль, которым предстал в Москве Пермский балет, – почти утраченная в наши дни редкость. Снова увидеть ее можно будет 6 февраля, когда труппа вернется уже в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с премьерой прошлого сезона – «Золушкой», претендующей на звание лучшей в восьми номинациях «Золотой маски».
комментарии(0)