0
3662
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2018 00:01:00

Не время говорить о геополитике, репрессиях. Время апофеоза

Лауреатов VI премии Art Newspaper Russia наградили в Гостином дворе

Тэги: премия, art newspaper russia, номинации


премия, art newspaper russia, номинации Фото предоставлено пресс-службой THE ART NEWSPAPER RUSSIA

В прошлые годы премию вручали в Манеже. На этот раз площадку пришлось сменить: Манеж готовили для президентского Послания Федеральному собранию. В Гостином дворе ставившие церемонию награждения Алексей Агранович, Кирилл Преображенский и Анна Наумова разыграли картину метафорическую – вокзал, а потом расходящиеся в неизвестных направлениях среди снега поезда.

Премия Art Newspaper Russia – частная инициатива, выбор редакции. И, открывая церемонию, главный редактор издания Милена Орлова сказала, что совершенно уверена – не все согласятся с их выбором, но она предлагает рассматривать это как повод вспомнить прошедшие за год события.

Традиционно в пяти номинациях – «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад» – победители получают придуманную скульптором Сергеем Шеховцовым статуэтку с изображением Биг-Бена и кремлевской Спасской башни, они перекрещиваются подобно стрелкам часов – или, по словам Милены Орловой, подобно букве V–victory. «Выставкой года» в этот раз сочли «Октябрь» Цая Гоцяна, посвящение 100-летию революции, показанное осенью в Пушкинском музее. Лирический, но довольно простой проект обошел конкурентов по шорт-листу – устроенную в лондонской Королевской академии художеств выставку «Революция. Русское искусство 1917–1932 годов» и IV Уральскую индустриальную биеннале современного искусства...

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, получая награду в категории «Музей года», сказала, что для ее команды особенно важно, что их отметили за 2017 год. Не за 2016-й, когда заканчивалась рекордная ретроспектива Серова, когда прошла рекордная же ретроспектива Айвазовского и когда у них гастролировало собрание Музеев Ватикана. А именно за 2017-й, когда, помимо выставок «Оттепель», «Некто 1917» и ретроспективы Лисицкого (устроенной на площадках Еврейского музея и ГТГ), сделали ребрендинг Третьяковки, разрабатывали концепцию реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, когда усилиями дарителей начали пополнять собрание произведений искусства XX–XXI веков, разрабатывали концепцию создания мемориального Музея Третьяковых – и в преддверии разработки концепции музея, посвященного частному собирательству. По словам директора, за 2017-й Третьяковская галерея приняла 2 млн посетителей.

В номинации «Реставрация года» отметили Государственный научно-исследовательский институт реставрации за восстановление аллегорической композиции на шелке «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» из Исторического музея. Аллегория повествует о русско-турецкой войне, и хотя, как говорили на церемонии, потом царствование императрицы подвергалось и критике – «не время говорить о геополитике, репрессиях. Сейчас время «Апофеоза»...» Сегодня эти слова, увы, актуальны. И на церемонии награждения, когда всех номинантов и победителей представляли как пассажиров тех самых поездов, следующих неизвестно куда, – актуальны тоже. Страна с непредсказуемым прошлым и предсказуемым будущим...

«Книгой года» назвали издание Йельского университета «Русский холст. Живопись в императорской России в 1757–1881», и автора Розалинд Блейксли наградили «За первый столь подробный рассказ о хрестоматийных русских художниках на английском языке». Забирая статуэтку, исследователь говорила о том, что, по ее мнению, русская культура – это история любви. «Это – суть» в ее произношении невольно напомнило «суд» –  то, что слышит ухо в условиях сегодняшних российских процессов.

За «Личный вклад» в этот раз получил признание основатель Института русского реалистического искусства (ИРРИ) Алексей Ананьев. Вместе с Третьяковкой и одной крупной страховой компанией ИРРИ за три месяца подготовил передвижную – с маршрутом от Калининграда до Владивостока – выставку «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Благодаря за награду, Ананьев вспомнил, что предыдущие пять лет был в шорт-листе – и вот на 6-й раз стал лауреатом. В этой премиальной номинации конкурентами Алексея Ананьева были коллекционеры Тамаз и Ивета Манашеровы, основатели центра современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко, основатель и гендиректор Музея Анатолия Зверева Наталия Опалева и основатель фонда «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C) Леонид Михельсон.

Веничка Ерофеев, опера XVIII века, «Полюшко-поле» на китайском языке и современная музыка... много чего еще – на церемонии век нынешний и век минувший соединили в коллаж. Он – тоже часть поезда, что в занесенном снегом пейзаже стучит колесами и идет в каком-то направлении...




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
2022
Все открытия в клеточной биологии имеют обоюдоострый характер

Все открытия в клеточной биологии имеют обоюдоострый характер

Игорь Лалаянц

Долгая иммунная история

0
6660
Нобелевскую премию по химии дали за создание универсального пористого материала

Нобелевскую премию по химии дали за создание универсального пористого материала

Александр Спирин

Никаких чудес в решете

0
4399
Похоже, нынешний Нобелевский комитет по физике руководствуется чем угодно, но только не физикой

Похоже, нынешний Нобелевский комитет по физике руководствуется чем угодно, но только не физикой

Дмитрий Квон

Домохозяйкина премия

0
3810

Другие новости