Алексей Венгеров в окружении женщин. Фото Рудольфа Костоусова
После знаменитой французской максимы «Ищите женщину» не приходилось встречать более точного определения роли слабого пола в нашей жизни: «Несменяемая власть». Так назван один из 14 томов беспрецедентного издательского проекта в России – «Библиохроника» (2016). «Речь в нем идет о тех представителях прекрасного пола, которые так или иначе оставили свой след на российской земле, – пишет в предисловии руководитель проекта «Библиохроника», известный московский библиофил, профессор Алексей Венгеров. – В действительности этих «замечательных дам» неизмеримо больше, чем представлено в выпуске, но необъятное объять невозможно, даже если очень хочется…» 82 очерка, более 100 героинь. Все очерки основаны на редких изданиях, часто – изданиях-униках, из собрания отца и сына – Алексея и Сергея Венгеровых...
И одним из впечатляющих элементов изобразительного ряда «Несменяемой власти» стали цветные развороты после каждого очерка с воспроизведенными на полосу обложками женских журналов или журналов с обложкой на «женскую тематику». Хронологические рамки этих периодических изданий – XVIII–XXI века.
«Несменяемая власть» – как и все остальные выпуски «Библиохроники» (2004–2017) – издание библиофильское. То есть по определению не всем доступное, редкое. Однако накануне нынешнего праздника 8 Марта московская галерея «На Каширке» открыла выставку «Несменяемая власть. Женщина на журнальной обложке». На выставке представлены оригиналы отечественных журналов 1910–1960-х годов из коллекции Алексея и Сергея Венгеровых.
«Организаторам выставки показалось интересным использовать этот материал для создания ретроспективного ряда женских образов и проследить трансформацию как внешнего облика наших прабабушек и бабушек, так и представлений о месте женщины в жизни общества на протяжении полувека, – рассказывает куратор выставки Галина Кузьмина. – Демонстрируемые журналы несут информацию о повседневной жизни женщин и их занятиях, связанных как с домашними и хозяйственными вопросами, так и их общественной деятельностью в мирное время и в переломные моменты истории страны».
В начале ХХ века в общественном сознании женщина являлась воплощением мировой гармонии, красоты и любви. Героини 1920–1930-х приобретают монументальные (иногда гипертрофированно монументальные), героические черты по сравнению с изящными образами дореволюционных обложек. Послевоенные годы оставили нам образ женщины, прошедшей через драматические коллизии военных лет.
Завершается эта ретроспектива журналом «Моды. Ленинград» 1962 года, где легкое дыхание оттепели, снова выводит женщину на пьедестал красоты, любви и новой жизни. Одна из студенток Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова (Строгановка) Ирина Абдуллина реконструировала несколько платьев по эскизам с этих обложек.
Добавьте к этому, что партнер проекта, музейно-выставочный центр «Музей моды», предоставил подборку платьев и женских аксессуаров – с начала ХХ века до середины 1950-х. Плюс – со вкусом и тактом подобранное звуковое оформление выставки; плюс – оригинальные фотографии начала ХХ века из коллекции «Музея моды» и собрания Алексея Венгерова. Простой, казалось бы, прием. Но выстроенный в хронологической последовательности изобразительный ряд производит впечатление, которое лучше всего передается модным сегодня словечком сool («Круто!»).
Экспонаты выставки «Несменяемая власть. Женщина на журнальной обложке». Хронология говорит сама за себя.
|
|
|
|
комментарии(0)