0
4040
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2018 00:01:00

Фокусы с кручением на месте

Музей "Гараж" открыл весенний сезон выставкой о кинетизме и оп-арте

Тэги: музей, гараж, выставка, кинетическое искусство, оп арт

Полная On-Line версия

Эффектность кинетических и оптических кунштюков –  искусство от ума. 	Фото автора
Эффектность кинетических и оптических кунштюков – искусство от ума. Фото автора

«Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» – самая большая из выставок весенней серии «Гаража», которая одновременно открывает год 10-летия его основания. Это не гаражный проект, а сделанная вместе с Варшавским музеем современного искусства московская версия экспозиции, которую уже видели в Варшаве и после Москвы покажут в Сан-Паулу. Выставка работает до 9 мая, и под занавес, 6 мая, на гаражной площади появится реконструкция цветодинамической скульптуры классика-кинетиста Вячеслава Колейчука «Атом», созданного в 1967-м для Курчатовского института.

У музейного порога – «Проницаемый баррель синего» Хесуса Рафаэля Сото, где в металлическом каркасе «трепещут» синие веревочки. Но здесь еще, можно сказать, вступление к вступлению. Начинается выставка, и тут важно угадать с гаражной лестницей, по крайней мере смотрители настаивают на одном-единственном старте, – с головокружительно полосатого коридора, весьма плотно заставленного зеркалами: все отражается во всем, и зритель – не исключение. Это инсталляция, созданная аргентинцем Хулио Ле Парком, всемирно известным 89-летним мэтром оп-арта и – шире – кинетизма. Íàçûâàåòñÿ «Espace a penetrer avec trame (Variation du labyrinth de 1963)». Своего перевода в «Гараже» не дали, так что помимо «Вариации лабиринта 1963-го», можно предположить, имеется в виду что-то вроде «Пространство для прохождения с...», где то самое trame – это и конкретно «уток», и «нить» вообще, и даже «растр», и много чего еще. Смысл – в параллельных полосках, сбивающих «со следа».

Для утверждения позиций что кинетизма, что оп-арта важной стала выставка 1955-го «Движение», прошедшая в парижской галерее Дениз Рене. Участвовал в той выставке и Виктор Вазарели, самый знаменитый сегодня у широкой публики оп-артист, венгр по происхождению, учившийся в Баухаусе в том числе у Ласло Мохой-Надя (развивавшего кинетические эксперименты в 1920–1930-х) и ставший известным французским художником. Работы Вазарели есть и на теперешней выставке, в частности, шелкография «Возвышение» с квадратами и золотыми горошинами, которые при перемещении смотрящего создают иллюзию уходящего в глубину пространства, даром что изображено это на абсолютно плоском бумажном листе. Вокруг в «Гараже» – сделанные по сходному в конечном итоге принципу шелкографии хорватского художника Вьенцеслава Рихтера.

Кинетизм и оп-арт, в сущности, бывший ветвью первого движения, стали одним из вариантов – наряду с авторитетнейшим концептуализмом – послевоенного мира найти новый художественный язык. Искусство движения и искусство оптических иллюзий – эти направления пошли на союз с инженерной мыслью, с одной стороны, и с дизайном – с другой. В духе времени они расширяли границы художественного языка, его демократизируя. В духе же времени они были одним из ответов на поиски пусть условной, но «объективности» этого самого языка – без всяких эмоций насчет, к примеру, живописного мазка. Есть механизм создания работы, в который заложен механизм ее восприятия.

Гаражная «Трансатлантическая альтернатива» держит в фокусе не привычную в истории искусства магистраль арт-столиц, а Будапешт, Бухарест, Варшаву, Ригу, Загреб, Москву, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу… Проект более чем в сотню произведений курируют Дитер Рёльстрете, Эбигейл Виноград, Марта Дзеваньская, к которым от «Гаража» присоединились Снежана Кръстева и Саша Обухова.

Вот вы шагаете то в одну, то в другую сторону вокруг физиохромий венесуэльца Карлоса Крус-Диеса, как ребенок, радуясь тому, что под разным углом освещения геометрические фигуры меняются в цвете. Вот сходным образом с вашим восприятием работают произведения польского художника Ришарда Винярского. Вот, наконец, движение не в статике, а автономное – «Кинетический объект КК 9а» бразильца Авраама Палатника, вообще одна из самых удивительных тут вещей: эдакий волшебный ящик, где на спицы нахлобучены разноцветные лопасти (привет пионеру кинетизма Александру Колдеру), и затейливый механизм неспешно, но усидчиво шевелится стараниями электродвигателя. А когда дело доходит до советского раздела и организованной Львом Нусбергом группы «Движение», вращается огромный, сверх человеческого роста, «Кинетический объект № 4» Александра Григорьева, выполненный, правда, в 1974-м, через год после выхода художника из этого объединения, что никак не сказалось на кинетической сути работы.

По идее, эффектность кинетических и оптических кунштюков, такого искусства от ума, тут сочетается с информативностью. «Еще одним ключом к пониманию контекста выставки служат биографии многих художников», – пишут в релизе, и, действительно, это принципиальная часть проекта. А в открывающем экспозицию тексте сообщают, что ее «план... основывается скорее на темпе и ритме восприятия работ, нежели на тематической организации пространства». Здесь, увы, нет текстов к разделам, поясняющих ход кураторской мысли, и, скажем, Вячеслав Колейчук появляется то в советском контексте – этажом ниже, то вместе с южноамериканскими и восточноевропейскими художниками. Так что биографические справки и тексты об объединениях – опорные точки. Проблема – в навигации. Непростой для экспонирования разнокалиберными пространствами «Гараж», видимо, в духе показываемого материала раскроили выгородками так, что в некоторых особо сложных случаях отыскать этикетку с заветным текстом – отдельная задачка.

Как и понять, что, скажем, преобразившийся цветными полосами гаражный Атриум – это «Хроматическая индукционная среда с двойной частотой», новая работа Крус-Диеса. В итоге не только сами объекты, но и архивные материалы (а тут показывают и документации перформансов) продолжаются, продолжаются – да вдруг иссякают. Могло быть больше, могло – меньше.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
3546
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
2292
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
2268
Нужна ли России многопартийность

Нужна ли России многопартийность

В актуальной ситуации возможность репрезентации социальных запросов снизилась

0
4249

Другие новости