Брейгель был и рассказчиком, и живописцем.
Фото со страницы Музея истории искусств в Facebook
На открывшейся в Музее истории искусств в Вене ретроспективе Питера Брейгеля Старшего собрали 90 работ – примерно по 30 картин, рисунков и гравюр, это почти три четверти живописного наследия мастера и почти половина графического.
Музею, хранящему 12 брейгелевских картин (это самое большое в мире собрание его работ) удалось получить на выставку например, «Поклонение волхвов под снегом», на котором, вероятно, впервые в истории живописи изображен падающий снег и которое впервые вывезли из Уинтертура. А еще впервые за 350 лет здесь воссоединили 4 из 5 сохранившихся работ серии «Времена года». Работы Брейгеля хрупкие, и многие из них попросту не вывозят на выставки. Но список этих «еще» и «впервые» можно продолжать. Нынешняя ретроспектива – итог научно-исследовательского проекта, стартовавшего в Музее истории искусств в 2012-м при поддержке Getty Foundation. В декабре его результаты представят на научном симпозиуме, а в 2019-м, когда будут вспоминать 450-летие со дня смерти мастера, надеются выпустить каталог-резоне с новейшими исследованиями искусства Брейгеля. Ретроспектива проходит под патронатом президента Австрии и короля Бельгии.
Говорить о том, что Брейгель за свою короткую жизнь успел стать востребованным – общее место. Как и о том, что, несмотря на известность, в его биографии осталось много белых пятен – что уж там, даже точный год рождения неизвестен – то ли 1525, то ли 1530. Он умер уже в 1569-м, оставив сыновей, в том числе и отчаянно тиражировавших популярные сцены отца, на создание которых у основателя династии было всего-то меньше 20 лет. Самые ранние из сохранившихся брейгелевских рисунков относятся к 1552 году, самые ранние из картин – это около 1557-го. Крохотное тондо с пьяными крестьянами в свинарнике и адресованным зрителю назидательным намеком на непостоянство фортуны было недавно обнаружено в частном собрании и приписано к ранним работам художника.
Этого короткого срока Брейгелю оказалось достаточно для того, чтобы создать удивительную панораму, в которой «век нынешний» переплетался с библейским временем, пантеистичные пейзажи (современники Брейгеля почитали его пейзажистом, наши вписывают в продолжатели брейгелевской пейзажной живописи Андрея Тарковского, а еще ведь именно Брейгель вложил в копилку мировой живописи первый зимний пейзаж в «Охотниках на снегу») с моралите, сатиру с верой, разгаданные послания с теми, которые еще остаются недопонятыми, и, наконец, удивительную зоркость, наблюдательность глаза с умением комбинировать и обобщать.
![]() |
Крестьянская свадьба. Ок. 1567. Kunsthistorisches Museum Vienna,
Picture Gallery © KHM-Museumsverband |
Теперешняя ретроспектива – не просто, как ее позиционируют в музее, «once in a lifetime», не только уникальная по составу работ выставка. За этим стоит кураторский подход (интервью с Сабиной Пено см. в «НГ» от 03.10.18), показывающий не просто руку мастера и «кухню» создания произведений, а историю искусства как науку, требующую в том числе точных технико-технологических исследований и на основании них делающую выводы, что помогают художника лучше понять. Сперва вы оказываетесь в зале, где по огромным полотнищам проплывают будто кинокадры, фрагменты брейгелевских картин и где на мониторах можно открыть сайт insidebruegel.net. Чтобы, рассмотрев венского Брейгеля и в невероятном увеличении (некоторые детали ведь просто так, при взгляде на картины, глаз даже не считывает, а Брейгель их выписывал миниатюрно и виртуозно), и в виде рентгенограмм, и в виде ИК-съемки, понять, с чего он начинал работу и как ее вел. Тут вспомнятся другие исследовательские проекты - посвященные Босху (boschproject.org) и Яну ван Эйку (closertovaneyck.be), там тоже есть общедоступный сайт, на котором можно детально разглядеть работы художников.
![]() |
Поклонение волхвов под снегом. 1563. Swiss Confederation,
Federal Office for Culture, Collection Oskar Reinhart ‘Am Römerholz’, Winterthur © Collection Oskar Reinhart ʻAm Römerholzʼ, Winterthur |
Череда залов показывает графику и живопись – пейзажи, религиозные сцены, крестьянскую жизнь, – комментируя каждую работу, вписывая ее в брейгелевский путь и в жизнь эпохи. Одним из первых вы увидите ироничный рисунок «Художник и знаток» с бородатым, чуть растрепанным и несколько отрешенным творцом, за спиной которого рассматривает, приоткрыв рот, то, чего не видим мы, недалекий, не дальше своего носа видящий даже в очках покупатель. Брейгель был потрясающим рисовальщиком (и остроумным критиком), умевшим работать по-разному (недаром один из его рисунков когда-то считался тициановским). Совершив путешествие через Альпы, побывав в Италии, Брейгель не примкнул к движению итальянизирующего романизма, и его человечки не подозревают о классической анатомии, оставаясь изумительно наивными. Но воспоминания о пленивших его горных пейзажах пронизывают брейгелевские картины.
![]() |
Вид Неаполитанского залива. Ок. 1563(?).
Rome, Galleria Doria Pamphilj © Rome, Galleria Doria Pamphilj |
Зная традицию, Брейгель стал новатором. Он штудировал работы Босха, и демонология предшественника питала и брейгелевские мрачные фантазии. Его можно вписать в линию нидерландской живописи XV века, так называемых фламандских примитивов с ее разворачивающимися до горизонта на фоне сакральных событий пейзажами. Но Брейгель писал и светские пейзажи – и дал природе «мимику», как, к примеру, в «Сумрачном дне» с грозовым небом и беспомощно барахтающимися на воде суденышками. Он сделал природу, на фоне которой маленькими кажутся происходящие так, что не сразу разглядишь, большие трагедии, не фоном, а эмоциональным камертоном событий. Или вот у него в «Несении креста» (его выставили без рамы, так что можно и с оборота рассмотреть, как составлена огромная доска, а, главное, какая она тонкая, хрупкая) оплакивающие представлены с теми самыми «формулами пафоса» в жестах, что характерны для живописи XV столетия. Только сейчас эти персонажи уже оказались на фоне огромной толпы, где, как часто бывает у Брейгеля, каждый занят своим делом. Традиции он переплавлял, и, например, характерные гризайльные, часто живописью имитировавшие скульптуру, образы XV века у Брейгеля, кажется, пошли в другом направлении, превратившись в необычный ноктюрн с Успением Марии.
![]() |
Триумф смерти. Вероятно, после 1562. Madrid,
Museo Nacional del Prado © Museo Nacional del Prado |
Спорят о том, есть ли в его работах политические аллюзии, к примеру, на жестокого испанского герцога Альбу, но в любом случае мастер универсальный, Брейгель был и рассказчиком, и живописцем. В том смысле, что эти качества у него живут на равных правах. И еще здесь думаешь, что его композиции кинематографичны по выстроенности «кадра» и по тому, что это никогда не стоп-кадр, а беспрестанное движение в разных частях картины. Даже узнаваемые композиционные принципы не отменяют удивления перед «живыми» вещами. Вот эти его огромные панорамы с пейзажами, во «Временах года» или в религиозных сценах часто строятся с «кулисами» на первом плане, с высокой точкой, откуда вниз открывается вселенная, никак не меньше. Или еще часто Брейгель «вводит» нас в картину через какого-нибудь маленького героя или «вставной эпизод», существующие на границе картинного и нашего мира. Это может быть пухлая девочка в «Крестьянской свадьбе» – ничего к действию не добавляет, сидит себе на полу в большой красной шапке, сидит и сосет палец. Кажется, руку протяни – и дотронешься. Или это может быть точащий косу крестьянин в «Сенокосе», тоже примостившийся с краю картины. Или в «Триумфе смерти», где правят жуткий бал скелеты, опять-таки с краю Брейгель оставляет галантно музицирующую влюбленную пару. Им, правда, тоже не будет спасения.
![]() |
Охотники на снегу. 1565. Kunsthistorisches Museum Vienna,
Picture Gallery © KHM-Museumsverband |
За этими залами идет череда других – эдакая изнанка творческого процесса. С одной стороны, там расставляют настоящие предметы, связанные с обычаями того времени и с картиной «Битва Масленицы и Поста». С другой – представляют результаты исследований. Наконец, картину тут показывают во всей вещественности, и раз, скажем, Успение Марии было приписано Брейгелю, когда стало понятно, что использована та же доска, что и для других его работ, то подготовительный процесс – целую витрину с рубанками и всякими инструментами, вы тоже увидите. Мир Брейгеля, где есть вселенная и стихия природы и есть, скажем, «Детские игры» или «Безумная Грета» (с адски увлекательной живописной комбинаторикой, препарирующей мир воспаленного сознания), то есть большое и малое, где есть вера вообще и то, как она ощущается здесь и сейчас, когда младенцу Христу поклоняются под снегопадом, где есть аллегорическое наблюдение за человеческой природой («Большие рыбы поедают малых») и есть просто очень точно схваченные – через жесты – человеческие повадки. И где все-таки есть принятие этого мира. То, что зовется наблюдением за рукой мастера, помогает понять и иконографию его образов, а значит, и смысл многих из них. Хотя не все брейгелевские «загадки» разгаданы.
Вена–Москва
комментарии(0)