0
2316
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2018 17:11:00

Москва станцевала в окнах

В столице завершается фестиваль современного искусства "Территория"

Тэги: москва, фестиваль, современное искусство, территория


москва, фестиваль, современное искусство, территория В «Домашних танцах» зрители пребывали снаружи – по ту сторону оконного стекла. Фото Ирины Полярной

В 2018-м «Территория», кажется, еще больше, чем в прошлом году, сфокусировалась на  междисциплинарных проектах. Спектакли с жанровыми «приставками» заметно потеснили драму. Тут уж никуда не денешься – после иммерсивного театра вспыхнула мода на театр виртуальной и дополненной реальности. А городские здания  взяли на себя роль сцены.

Спектакль-променад «Домашние танцы» в обширной танцевальной программе был, наверное, самым доступным – в смысле зрительского восприятия. Прогулка по центру – вокруг Страстного бульвара – помножена на нетрудный квест. Нужно было, следуя карте, прибыть в четыре точки. Вооружив биноклями и аудиоплеерами, режиссер и танцовщица Николь Сайлер отправила  публику в свободное плавание по городу.  Сначала завернули за особняк «Нового пространства Театра Наций»: в окне офиса (оно было подсвечено красным, как и все последующие пункты маршрута) девушка танцевала фламенко. На нее можно было смотреть и так, наблюдая как за рыбками в аквариуме, за ритмичными движениями рук, но стоило включить нужный  музыкальный трек в наушниках, как ты оказывался в едином звуковом пространстве с перформером. Собственно, этим функция зрителя и отличалась от привычной – можно было увеличивать и уменьшать степень своего присутствия, включая музыку или наблюдая в бинокль выражение лица танцовщицы, благо ее окно было совсем невысоко.

 В окнах дома на Пушкинской площади  нас ждали уже две пары. Стало повеселее.  Теперь можно было не только переключать «дорожки» и переводить взгляд с медленного хастела на энергичную лезгинку, но и «менять» их для себя местами с помощью музыки. Стоять на противоположной стороне улицы и пристально смотреть в окна, где на третьем  и четвертом этажах здания в кафе танцевали специально для нас, было необычно. Но  все зависело от состава публики. Попав в одну группу со студентами-актерами фестивальной школы «Территории», я наблюдала параллельный спектакль рядом с собой. Ребята включались в жизнь улицы – забукивали автобус, который неожиданно перекрывал вид на «танцующие» окна или принимались соревноваться с перформерами – незамедлительно отплясывали лезгинку на тротуаре. Получалось не хуже!

Две другие точки оказались подальше. В Петровском пассаже целая галерея была отдана под коллективный клубный танец, и так как внизу тоже происходило какое-то свое мероприятие, прохожие теперь сворачивали головы, не сразу понимая, что это за батл между кучкой людей внизу, на улице, и наверху, за оконным стеклом. Финишировать пришлось на Трубной – во внутреннем дворике офисной высотки два окна оппонировали друг другу. В одном медитировал одинокий танцовщик буто, в другом   – мелькала пара в вихре обаятельного свинга. 

Сложно было отделаться от мысли, что участникам-танцовщикам (как выяснилось и подтвердилось – непрофессионалам-любителям) было занимательней. Во-первых, непривычные к публичному вниманию люди должны были на протяжении двух часов танцевать, не останавливаясь, так как зрители могли в разное время из заявленного отрезка подходить именно к их окнам. Настоящий эксперимент над собой! 

Во-вторых, весь смысл театрализованного перфоманса кроется в осмыслении танцовщиком своего тела, его движений, закольцованных определенной культурой времени и нации в конкретный тип танца. Подкачала, конечно, и адаптация к российским реалиям. Социальный эксперимент Николь Сайлер заключается в том, что исполнители танцуют в окнах частных квартир, как это и происходит в европейском варианте (отсюда и название), а не в общественных пространствах. Это бы больше подчеркнуло интригу для зрителя – наблюдение за частной жизнью. Но, увы, оказалось, видимо, невыполнимым у нас. 

Не дотягивает пока техническая часть и в VR-спектаклях. VR -очки – оборудование дорогое, и до России в лучших образцах, очевидно, еще не до всех добралось. В Московском музее современного искусства (ММСИ), в филиале на Гоголевском показывают «Вист» художественной группировки АФЕ – интерактивный спектакль физического театра, который каждый зритель смотрит самостоятельно. Через виртуальное изображение в очках можно получить сюжетные эпизоды, которые так или иначе связаны с объектами ирреального вида, расставленными в музейном зале. Анонсируется действие как путешествие, вдохновленное опытами Фрейда. Очки нужно наводить на мини-инсталляции и так проходить их по цепочке, просматривая недолгие кадры, но в общем получается, что нужно стоять  и каждый отсматривать, что уже на втором или третьем эпизоде откровенно утомляет, не в последнюю очередь низким техническим качеством предлагаемой картинки. 

Зато порадовал следующий этаж музея, где до 24 октября идет несколькими сеансами в день видеоинсталляция «Музей вымысла. Империя». По сути, это спектакль, заснятый на видео особым объемным способом. Но создатели настаивают – это попытка музеефицировать драматические конструкции для будущих поколений. И в данном случае оно решает две давние проблемы: как зафиксировать летучее искусство театра, и как это сделать так, чтобы видеофиксация не была «мертвым» отражением на пленке. 

Сначала публика знакомится с молчаливыми видеопортретами актеров, затем переходит в очень необычный кинозал. Четыре экрана окружают небольшой пятачок с табуретками, как только дан старт – начинаешь крутить головой. Изображение на экранах не дублируется, нужно успевать поймать часть эпизода на конкретной стене, причем диалогирующие герои говорят поверх твоей головы. Сюжет – канонический. Шекспировский «Макбет». Но на пьесу режиссер и художник Матиас Умпьеррес накладывает эпоху 90-х годов ХХ века в Испании. Борьба за власть перемещается из дворянского сословия  в демократическое (с виду) общество, в провинциальный полубандитский город, где Макбет (это – актриса, роскошная Анхела Молина) назначена заместительницей мэра. Подговоренная своим супругом (роль искусительницы Леди Макбет  –  у французского режиссера Робера Лепажа), она начинает жаждать большего. Далее по тексту. Но от этого не менее захватывающе и красиво – в картинке, в работе актеров, в художественных деталях. Когда ты находишься между Макбетом и ее (!) убийцей-мстителем, под наведенным дулом пистолета, и пуля летит сквозь тебя – никаких виртуальных очков для дополнительных впечатлений уже не нужно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
576
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
1044
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
1045
Прерванная песнь Александра Бузлова

Прерванная песнь Александра Бузлова

Надежда Травина

Московская консерватория посвятила виолончелисту фильм, конкурс и фестиваль

0
1200

Другие новости