0
4642
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2018 17:04:00

Время оказалось не властно над "Приказом короля"

Мировая премьера балета Мариуса Петипа в Екатеринбурге вновь оживила старинную хореографию

Тэги: балет, приказ короля, мировая премьера, екатеринбург, мариус петипа


балет, приказ короля, мировая премьера, екатеринбург, мариус петипа Во дворце Короля (Максим Клековкин), чей пылающий золотом костюм напоминает о «короле-солнце» Людовике XIV. Фото Ольги Керелюк/Екатеринбургский академический театр оперы и балета

Мировая премьера балета «Приказ короля» в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета, он же Урал Опера Балет, – шаг в художественном диалоге современных хореографов с мастерами прошлого, начатом в Екатеринбурге «Тщетной предосторожностью» в 2015-м и «Пахитой» в нынешнем году. Однако на сей раз хранящиеся в библиотеке Гарвардского университета и на протяжении двух десятилетий служащие делу возрождения к новой жизни русского классического наследия записи бывшего режиссера Мариинского театра Николая Сергеева не понадобились.

Мариус Петипа поставил «Приказ короля» в Санкт-Петербурге в 1886 году по мотивам оперы Лео Делиба «Так сказал король». Кое-какие свидетельства относительно более поздних авторских редакций в гарвардской коллекции сохранились, существуют и записи самого балетмейстера (спасибо за подсказку исследователю балетов Мариуса Петипа Андрею Галкину). Но в нынешней постановке ее создателя Вячеслава Самодурова заинтересовал не опыт реконструкции утраченного шедевра, а попытка понять, как может сегодня складываться форма большого балетного зрелища и какие идеи Петипа-хореографа и Петипа-режиссера по-прежнему актуальны.

Первоначальное либретто «Приказа короля» в отличие от полного хореографического текста сохранилось. Но авторы нового сценария Вячеслав Самодуров и Богдан Королёк в своих типологических изысканиях выбрали основные сюжетные мотивы из разных балетов Петипа.

Лейтмотивом стало путешествие на край света в поисках Красоты. А такому путешествию Время не указ. Во дворце Короля (Максим Клековкин), чей пылающий золотом костюм напоминает одновременно о «короле-солнце» Людовике XIV и египетских фараонах, появляется неопознанный летающий объект с таинственной девой внутри. Ее имя Изора (Мики Нисигути) отсылает к временам Античности и раннего Средневековья. Мудрецы каждый со своей трактовкой происходящего сошли то ли с картин Возрождения, то ли с экрана немого кино. Изору похищают сказочная Черная королева (Надежда Шамшурина) и ее эксцентричный паж (Игорь Булыцын). 

Приказ короля – найти принцессу. Для экспедиции отважного капитана Жерома де Блуа-Шампань (Алексей Селиверстов) сооружают дирижабль. Вдогонку Черная королева отправляет демонов. В непременной для балетов Петипа сцене Сна капитану и его спутникам чудится, что они обрели потерянный рай, команда не хочет пробуждаться, и Жером продолжает путешествие один. На краю света освобождает плененную Изору и других узниц Черной королевы. Любовь и Красота побеждают. А заодно, видимо, наука и пытливый и неугомонный человеческий ум – над счастливыми влюбленными парит космический корабль. Все времена и стили органично и очень красиво соединяются в костюмах Анастасии Нефёдовой, в парадоксальной сценографии Алексея Кондратьева и в музыке, специально написанной для балета «Приказ короля» петербургским композитором Анатолием Королевым.

Налицо основные структурные элементы балетов Петипа. Впечатляющие шествия королевской свиты, историко-бытовой танец (хорнпайп, бранль, гальярда), пантомима, сложные перестроения ансамблей женского кордебалета и Большое классическое па. Между тем в противоречие с жесткой архитектоникой Петипа в спектакле Самодурова вступают как будто размытые, текучие во временной и сюжетной неопределенности мизансцены. Между произведениями прошлого и новыми сочинениями, вне всякого сомнения, нет непроходимой пропасти. А мосты все же нужны. Урал Опера Балет учится их наводить.

Мировая премьера балета стала одним из главных событий Урал Опера Балет Феста (театр провел его совместно с Ельцин-центром) – первого в предполагаемой череде международных фестивалей нового академического искусства. В этом году на фестивале прозвучала музыка восьми современных российских композиторов – от Анатолия Королева и Юрия Красавина до Настасьи Хрущевой или Артура Зобнина.

Однако главным героем первого Урал Опера Балет Феста стал Мариус Петипа. И дело не в формальном поводе – отмечаемом в 2018 году 200-летии великого балетмейстера. Создав русский классический балет, Петипа оказал и продолжает оказывать существенное влияние на развитие танцевального искусства во всем мире. В области балета именно на его творчестве наглядно можно проследить то, как «традиция вступает в сложную химическую реакцию с днем сегодняшним».  

Екатеринбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Художник не обязан понимать, в чем его миссия

Художник не обязан понимать, в чем его миссия

Ирина Чайковская

Две жизни – в искусстве – театрального фотографа Нины Аловерт

0
2890
Балерины, дирижер и овцы

Балерины, дирижер и овцы

Маргарита Васильева

О правилах поведения в театре, перед чем меркнет "Щелкунчик" и о хореографическом прошлом

0
5532
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6446
2. Большой театр вступил в другую эпоху

2. Большой театр вступил в другую эпоху

Валерий Гергиев отработал год в качестве генерального директора в своем стиле

0
13170

Другие новости