0
3825
Газета Культура Интернет-версия

27.12.2018 11:44:00

Ждать второго пришествия «Баядерки» пермякам пришлось долго

Предновогодняя премьера на Урале – масштабная и затратная «Баядерка» – эффектно завершает в России год Мариуса Петипа


Фото с сайта www.permopera.ru

Спектакли-посвящения юбилею великого хореографа, по сути создавшему русский классический балет, появлялись в течение года на многих отечественных сценах. Пермь же заполучила в репертуар балет, который здесь точно будут обожать и труппа, и зрители. Мелодраматичный, но по-прежнему волнующий сюжет с парой любовных треугольников, пряная индусская экзотика, море разнообразных танцев, включая небесной красоты акт теней – Петипа еще в 1877 году знал, чем зацепить зрителей. Выбор главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко кажется снайперски точным.

Лидер пермской труппы вообще умеет и любит работать с балетным наследием, предпочитая для этого самые разные пути: переносы, стилизации, сочинения по канве, авторские версии. Как истинный петербуржец, он считает канонической «Баядерку», идущую на сцене Кировского-Мариинского театра аж с 1941 года. В которой уже был утерян финал с землетрясением, карающим всех виновников гибели главной героини. С общей драматургией  Владимира Пономарева и разработанной благодаря выдающемуся танцовщику Вахтангу Чабукиани танцевальной мужской партией Солора. Позже добавились вставные танцы Николая Зубковского и Константина Сергеева. Выбором редакции и балетмейстерской мини-правкой Мирошниченко показал свое отношение к проблеме «аутентичности» хореографии, явно предпочитая известную и «намоленную» великими исполнениями версию любым другим манипуляциям с балетами прошлого, в том числе и с помощью гарвардских записей спектаклей Петипа. 

В очередной раз хореограф подтвердил и свои приоритеты: когда-то его занимал бессюжетный балет и чисто музыкальные танцевальные номера. Сегодня увлекают задачи воссоздания востребованных публикой полнометражных сюжетных спектаклей. Причем в полной гармонии (по заветам Петипа!) слагаемых элементов, включая не только все виды танца, но и выразительную пантомиму. Воспитать артистов, умеющих это делать с толком, не так просто. Похоже, в Перми научились.

Идеи Мирошниченко всегда разделяют его постоянные соратники, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова и художник по свету Алексей Хорошев. Изысканная и фантазийная коллекция одеяний пермской «Баядерки», кажется, может только восхищать. Некоторые вопросы к деталям (излишне пышные тюники в акте теней, ярко-розовые вставки вместо телесных в восточных костюмах у танцовщиц) снимаются репликой в программке: по мотивам эскизов Евгения Пономарева. Пикалова, наоборот, не стала брать ориентиром хрестоматийную сценографию, по-настоящему удивив визуальным новшеством: в крайних картинах на заднике красуется нечто, напоминающее обсерваторию Джантар-Мантар в индийском Джайпуре. Решение можно назвать остроумным, но для последнего акта, действие которого разворачивается в экзистенциальном «царстве теней» (практически в космосе!), – все же несколько приземленным. Зато изумительно красивыми выглядят интерьерные сцены средних картин балета, решенные в стиле резной сандаловой шкатулки. Вероятно, главная проблема, с которой каждый раз сталкивается Мирошниченко и его команда – размер пермской сцены, которая бесконечно мала для густонаселенных спектаклей, переносимых с императорских сцен. 


Событийность премьере придало участие в заглавных партиях московского трио, которое логичнее было бы наблюдать в Большом театре. Но сейчас это уже вряд ли возможно, а вот Перми – крупно повезло. Наталья Осипова (Никия) – прима-балерина Королевского балета и пермского театра, премьер Большого Владислав Лантратов (Солор) и свободная звезда Мария Александрова (Гамзатти) показали высокий класс артистизма и техники, без потерь уместив свой масштабный танец на небольшой сцене. Незримые нити их бурных взаимоотношений буквально наэлектризовывали зал. На другой день в главных ролях выступали  местные солисты, и снова можно было удивляться. К примеру, роль Никии абсолютно легла на природные данные Полины Булдаковой, и этого можно было ожидать. А вот то, что в двух других партиях на сцену выйдут и не разочаруют дебютанты и вчерашние выпускники – факт не столь частый. Восточная красавица с надменным лицом Булган Рэнцендорж (Гамзатти) весной окончила Пермскую школу и доказала, что эта партия ей очень идет. А темпераментный и техничный бразилец Габриэл Лопес (Солор) попал в театр вместе с группой земляков, закончивших в  Жоинвиле Школу Большого театра. Да, пермские балетные звезды разлетаются по всему миру, а на родной сцене работает интернациональная труппа. Кстати, добиваясь особой подлинности, Мирошниченко пригласил для участия в многолюдной «Баядерке» студентов из Индии, обучающихся на Урале. В качестве статистов, разумеется.

Оркестр, ведомый Артемом Абашевым, порадовал естественным, свободным дыханием и точными темпами. Ну, может, чуть склонными к замедлению, сочтем это еще одной традицией Мариинки. Дирижер не испытывает ни капли снобизма и высокомерия по отношению к милой, дансантной музыке Людвига Минкуса. Наоборот, заставляет услышать, что в этом балете есть несколько прекрасных мелодий и даже великих фрагментов. Отмечу и достойные соло в оркестре, особенно скрипичное в день первой премьеры.

В заключение хочется восстановить историческую справедливость. Не знаю, с чьих слов, но перед премьерой вдруг возникла версия, что «Баядерка» в Перми в 2018 году ставится впервые. И это в балетной труппе, которая после войны превратилась в одну из сильнейших в Советском Союзе? Да полноте! Шедевр Петипа был популярен всегда, появлялся на самых разных сценах страны, в том числе и в Перми в 1958 году в постановке в ту пору главного балетмейстера театра Тамары Рамоновой, и об этом свидетельствуют серьезные балетные энциклопедии. А Никией была бесподобная Марианна Подкина. А уж как знаменит был акт «Тени», часто исполнявшийся в программах одноактных балетов, и говорить нечего. Ждать второго пришествия «Баядерки» в полном объеме пермякам пришлось долго, это правда. Но ведь не зря.

Пермь–Екатеринбург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1097
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2998
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости