0
5555
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2019 18:57:00

Характер Кирилла Зданевича помогает понять гротеск и в его искусстве

Более 30 из 80 работ на выставке авангардиста и первого биографа Пиросмани видели только гости домов, в которых хранятся эти произведения

Тэги: выставка, кирилл зданевич, авангардисты, светлана хромченко, интервью

Полная On-Line версия

cult-0-t.jpg
Часть работ художник оставил первой жене
Валерии Валишевской. Кирилл Зданевич.
Портрет жены Валерии. 1920-е годы.
© Государственный музей Востока
В Музее Востока 21 июня откроется выставка «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва» – первая в нашем городе персональная экспозиция этого художника-авангардиста. Куратор Светлана ХРОМЧЕНКО рассказала корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ о том, кто первым увидел работы Нико Пиросмани, о возможных причинах того, что Кирилл Зданевич, как кажется, остался в тени своего брата Ильи, и о том, как неопубликованные письма помогли сделать нынешний показ.

Светлана Михайловна, первое, что вспоминается в связи с фамилией Зданевич, – открытие в 1912 году Пиросмани. Но в литературе и в биографических справках братьев до сих пор есть некоторая путаница в том, кто первым увидел работы Пиросмани: Михаил Ле-Дантю с Кириллом Зданевичем или с ними еще был его брат Илья Зданевич?

– В 1992 году были изданы материалы Международной научной конференции Нико Пиросманашвили, проходившей в нашем музее в 1986 году и приуроченной к выставке, которую мне посчастливилось делать. Теперь это библиографическая редкость. На конференции, в частности, было два доклада – Анатолия Стригалева и Александры Шатских (исследователи авангарда. – «НГ») – о том, как на самом деле была открыта живопись Пиросмани. Шатских приводит письма Михаила Ле-Дантю к матери. А альбом Ле-Дантю с рисунками на темы Пиросмани обнаружил и атрибуировал Стригалев: альбом хранится в Бахрушинском музее, но был в архиве Татлина. Эта атрибуция и послужила толчком к новым исследованиям этой темы. Из докладов становится очевидным, что Ле-Дантю, будучи незаурядной личностью, теоретиком искусства и обладая широким кругозором, оказался более способным выявить и оценить значение такого явления, как творчество Пиросмани (кстати, некоторые размышления Ле-Дантю о композиции и фактуре даже подхватывал один из основоположников русского авангарда Михаил Ларионов). Приехав в Тифлис вместе с Кириллом, для которого это была привычная среда, Ле-Дантю был очарован своеобразием этого города и воспринимал окружающую колоритную жизнь сквозь призму искусства. Ходили они по Тифлису вместе, но мне, вслед за Стригалевым и Шатских, кажется, что Ле-Дантю был более «подготовлен» к открытию Пиросмани. Илья же, который приехал позже, писал Давиду Какабадзе, что Пиросмани открыли Ле-Дантю и Кирилл.

Что касается вывески трактирного заведения «Варяг», с которой Кирилл Зданевич в одной из своих книг начинает историю открытия Пиросмани (кстати, в книге они бродят по городу втроем!), логично предположить, что поскольку Пиросмани делал много вывесок, Ле-Дантю и Кирилл Зданевич могли обратить на них внимание. Но вывеска «Варяг» была выполнена кем-то другим, ведь ни в одном из составлявшихся уже тогда списков работ Пиросмании ее нет. Кирилл ярко и убедительно рассказывает этот эпизод, однако его книги – это литературная, немного мифологизированная биография Пиросмани. К ней не всегда можно относиться как к научному источнику и нужно сверять с архивами.

cult-1-t.jpg
Кирилл Зданевич. Натюрморт с грушей.
Конец 1910-х.
Фото предоставлено Музеем Востока
Это первая московская выставка умершего в 1969 году Кирилла Зданевича (хотя несколько его работ были в экспозиции Пушкинского музея «Грузинский авангард» в 2016 году, чуть раньше там же показывали выставку об Илье Зданевиче). Почему он, как кажется, остался в тени Ильи – или это неправильное утверждение?

– На первый взгляд, наверное, кажется, что в тени. Но как их сравнивать? Илья большую часть жизнь провел в Париже – рядом с Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, с которыми делал книжные проекты. Он оставил большое литературное наследие, в частности, писал статьи о русских авангардистах, и этот литературный материал доступнее и более востребован, чем творчество Кирилла Зданевича, который был художником, работал преимущественно в Тифлисе и Москве, а писать, в частности о Пиросмани, стал в конце жизни, хотя, несомненно, у него был литературный дар. Кроме того, Кирилл Зданевич почти 10 лет провел в лагерях, причем из его творческой жизни были фактически изъяты лучшие годы – годы зрелости. Ну и потом он жил здесь, его все знали, и смотреть на его искусство со стороны и оценивать его так же, как художника, живущего за рубежом, наверное, никому не приходило в голову. Я сама очень удивилась, когда стала сверять его биографию и выяснила, что его персональных выставок в Москве не было. Хотя здесь он печатал свои книги, и у него было много друзей.

Какие документы будут сейчас впервые опубликованы?

– Мне показали письма Кирилла Зданевича к Екатерине Сергеевне Абрамовой, которая некогда была балериной Большого театра. Они познакомились на выставке Пиросмани в 1963 году. Кирилл писал ей почти до конца жизни, иногда по нескольку писем в день. Эти послания порой кажутся страницами из романа, порой дневниками, в которых Кирилл Михайлович, слегка рисуясь и одновременно иронизируя над собой, описывает важные события своей жизни и воссоздает атмосферу жизни московской и грузинской творческой интеллигенции. После знакомства с письмами я совершенно по-другому посмотрела на его творчество и поняла, как сделать нашу выставку и раскрыть особенности дарования этого человека. Как отметила в своих замечательных воспоминаниях Наталия Николаевна Абрамова: «Пожалуй, больше всего он любил само ощущение длящейся жизни». Его характер позволяет понять гротеск в его искусстве: например, почему в Париже в мастерской Александра Архипенко он ТАК изображал обнаженную натуру. В основном эти письма будут воспроизведены в каталоге, но некоторые мы поместим и в экспозиции. Это будет первая публикация писем. Пришлось проделать очень большую работу (больше 200 комментариев), чтобы выяснить, о ком идет речь. Кто такой, например, Гийка или Валястик? А это его дочка Валя. Иногда Кирилл Зданевич просто шифровал своих друзей, и приходилось косвенными путями выяснять их имена. Эти письма необычны, кстати, и тем, что он совершенно игнорировал знаки препинания. С одной стороны, он торопился, а с другой, возможно, это было связано с привычкой работать с «заумными» текстами брата.

cult-2-t.jpg
Кирилл Зданевич. Кубистический натюрморт.
Конец 1910-х.
Фото предоставлено Музеем Востока
Все работы на предстоящей выставке (насколько я помню, так было и на выставке «Грузинский авангард» в ГМИИ) происходят из частных собраний. Есть ли произведения Кирилла Зданевича в музеях?

– Несколько его коллажей есть в Русском музее, две или три работы в Третьяковской галерее, книги есть в Музее Маяковского, в том числе блистательно оформленная книга стихов Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица...» Произведения Кирилла Зданевича хранятся даже в Центре Помпиду: в 1920-е годы Кирилл передавал Илье в Париж какие-то работы. Они надеялись сделать там выставку Пиросмани, к которой Кирилл выполнил кубистический портрет Пиросмани, он и находится сейчас в Центре Помпиду. Я узнала об этом благодаря Ирине Дзуцовой и Нане Шервашидзе, которые занимаются Зданевичами. Нана недавно сделала в Тбилиси выставку Кирилла Зданевича и подготовила замечательный каталог. На нашей выставке мы покажем более 80 работ Кирилла Михайловича, из которых больше 30 видели только гости тех домов, в которых они хранятся. У тбилисских наследников много произведений, но мы ничего не просили – пока что это сложно. Мы обратились к московским коллекциям. Это работы, оставленные Кириллом Михайловичем первой жене Валерии Валишевской, работы из собрания его последней музы Екатерины Абрамовой и произведения, подаренные им редактору изданной в Москве книги о Пиросмани – Ксении Глонти. Пока наследие Кирилла Зданевича остается «растворенным». Надеюсь, что будут еще выставки, на которых его можно будет показать целиком.

Все-таки странно, что в Москве у него не было персональных показов, это при том, что он был связан с Михаилом Ларионовым и его выставками «Ослиный хвост» и «Мишень»...

– Совершенно верно. Так странно складывалась его судьба. В Тбилиси с 1989 года прошло уже три выставки братьев Зданевичей, и персональные выставки Кирилла Михайловича там тоже были.

cult-3-t.jpg
Кирилл Зданевич.
Натюрморт с виноградом на черном. 1964.
Фото предоставлено Музеем Востока
Как строится выставка? В 1910-х Кирилл Зданевич расписывал артистические кафе «Ладья аргонавтов» и «Фантастический кабачок», в 1920-х годах работал как театральный художник. Будут ли отражены эти стороны его деятельности?

– В двух залах будут вещи 1910–1930-х годов, в одном мы объединим работы, созданные после ссылки. Пиросмани мы, конечно, тоже включим в выставку, но своеобразно: не перенося картину из постоянной экспозиции. Возле «нашего Пиросмани» будут представлены книги Кирилла Михайловича, первого его биографа.

Из театральных работ у нас будут с большим юмором выполненные эскизы к балетам на музыку Римского-Корсакова и к некоему связанному с Испанией спектаклю. Я не смогла разыскать их следы, но боюсь, что эти постановки не были осуществлены. Вообще театром он был очень увлечен. В конце 1920-х – начале 1930-х годов, благодаря режиссеру Котэ Марджанишвили, в театре еще возможно было экспериментировать, там еще позволялась метафоричность художественного языка и авангардная пластика. Точно так же было и в книге. И там, и там Кирилл Зданевич работал много.

Что касается росписей артистических кабачков, они сохранились частично, стены расчистили, но, конечно, там оказалось много утрат. Эти росписи воспроизведены в грузинском каталоге его выставки.

cult-4-t.jpg
Кирилл Зданевич. Пейзаж с деревом. 1962.
Фото предоставлено Музеем Востока
Когда пишут о Кирилле Зданевиче, всегда упоминают оценку «5+», данную Пикассо его парижской выставке в мастерской Архипенко в 1910-х. Сохранились ли работы с того показа и известно ли что-то более конкретное об их встрече?

– Они общались с Пикассо и должны были встретиться, когда Кирилл приезжал в Париж второй раз в 1966–1967 годах, но по каким-то причинам встреча не состоялась. Более развернутых данных нам пока найти не удалось. Мы покажем графические работы Зданевича, сделанные в мастерской Архипенко. В них Зданевич с большим юмором относится с собственной значимости. Например, по поводу своих взаимоотношений с «Венерой» Архипенко он написал:

«Стоит Венера Архипенко, идет красавец Кирилл,/ Венера улыбается/ Кирилл победил-л-л! И вдруг

– – –

Примечание историка:/ Автор/ здесь пошел бриться, и/ стихи / Остались неокончены!/ Какая/ потеря для мировой литературы!!! Боже!»

– Почти как у Михаила Ларионова с надписью «Венера – Михаил» на картине 1912 года.

– Да, такие они были: веселые, ироничные.

– С 1949 по 1958 год Кирилл Зданевич по ложному доносу был в ссылке в Воркуте. В «Энциклопедии русского авангарда» Ирина Дзуцова пишет, что об обстоятельствах ареста он никогда не рассказывал. Известно ли что-то об этом?

– Могу сослаться только на публикации, которые я видела в Интернете. Его дочка Мирель писала о том, что искали какие-то драгоценности, но ничего не нашли. На самом деле он всегда был очень аскетичен в быту, и когда он вернулся из ссылки, всю его обстановку составляли: самодельный чемодан, несколько ящиков, кружка, ложка и тарелка, она же палитра. При этом в его поведении всегда была удивительная жизнестойкость. Есть даже лагерный рисунок, где он изображает себя участником модного дефиле (он воспроизведен в каталоге 1989 года).



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об оружии в обмен на мирные переговоры

Об оружии в обмен на мирные переговоры

В сложившихся условиях Зеленский едва ли может что-то требовать у Запада

0
556
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10365
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7460
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7339

Другие новости