0
3547
Газета Культура Интернет-версия

21.07.2019 18:21:00

Оптика любомудрия: "Косморама" как машина времени

Куратор выставки Сергей Хачатуров и сценограф Степан Лукьянов ведут зрителя из века в век и возвращают обратно

Тэги: выставка, косморама


152-6-3_t.jpg
Художник Егор Кошелев представил мыслителя
Владимира Одоевского в виде волшебника,
причем, без головы. Егор Кошелев.
Портрет Одоевского. 2019/Музей Москвы
Чтобы представить фонды Музея Москвы не традиционной исторической выставкой, а с современной оптикой, в мультижанровом проекте «Косморама XVIII» объединили героев XVIII и XIX веков – московского генерал-губернатора Михаила Волконского и литератора, мыслителя Владимира Одоевского – с современными художниками и актерами. Выставка, по словам ее куратора Сергея Хачатурова, устроена по принципу «коридоров времени», и неудивительно, что, будучи одноименной произведению Одоевского 1840 года, сегодняшняя «Косморама» отсылает и к XVIII веку. На вернисаже была и прежний директор Музея Москвы Алина Сапрыкина, с которой этим летом неожиданно не продлили контракт, и новый руководитель Анна Трапкова.

«Косморама» выставочная могла бы начаться теми же словами, что и литературный текст: «Страсть рыться в старых книгах часто приводит меня к любопытным открытиям». Сергей Хачатуров восхищается фондами Музея Москвы, с которыми удалось поработать. «Коридоры времени» соединяют три зала-темы – «Площадь старой Москвы 1770-х годов», «Косморама» и «Кабинет Одоевского», – примеряя на эпохи прошлого взгляд современников тех и наших.

Потому наряду с гравюрами, посвященными коронации Екатерины II, или копией письма императрицы Михаилу Волконскому о выделении военнослужащих для строительства в Москве водопровода здесь о событиях времен Волконского (главнокомандующего и градоначальника Москвы с 1771 по 1780 год) толкуют импровизированные райки Владимира Карташова. Художник прорезает в коробах оконца-глаза (похожие вырезанные «очи» знакомы горожанам по московским улицам: на закрывающих здания тряпицах их вырезают уличные художники), внутрь складывая события и артефакты. Тут вы разглядываете, скажем, слезницы из Моисеевского монастыря (упраздненного как раз в екатерининское время), там – подавление пугачевского бунта в виде лепных фигурок и в виде кандалов, а там – празднование Кючук-Кайнарджийского мира и остатки предметов из древнего московского трактира. «Косморама» – путешествие в пространстве и времени, так что все это схвачено скобками новомодного VR-формата, но схвачено иронически. На видео артисты Мастерской Брусникина Василий Буткевич и Петр Скворцов в 2019-м разыгрывают по сценарию Андрея Родионова «Раешную потеху в честь градоначальника князя Волконского», где VR-реальность – волшебный дурман, ведущий в том числе к обману.

В эпохи Просвещения и романтизма Сергей Хачатуров всматривается посредством разных медиумов, от живописи и старинных экспонатов до театра, сопряженного с видео то в форме «шутейной поэмы» (той самой «Раешной потехи...»), то в форме новелл, когда вы попадаете в кабинет Одоевского. Выстроенный сценографом Степаном Лукьяновым и группой «Север 7», кабинет-коридор изгибается подобно прихотливому сознанию, в котором уживаются наивные портреты кисти безвестных умельцев XIX века и оснащенный квартирным глазком «Деревянный телевизор. Остров меланхолии» этой самой группы «Север 7» (привет волшебной коробочке косморамы). И в котором сосуществуют старинный рояль и «Столы философского кабинета и трапезы» той же группы, абсолютно макабрического вида мебель, сервированная черепами да чашей с неиссякающим неким напитком. Одоевского звали «русским Фаустом» (Фауста вспоминают и в тексте «Косморамы»), он увлекался одно время мистицизмом, у него дома собирались члены философско-литературного Общества любомудрия, одним из учредителей которого он был. А если к тому припомнить, что вообще приемы у него запоминались иным современникам весьма необычными и не всем организмам посильными соусами, то можно сказать, что по-своему эксцентричный образ князя Владимира Федоровича здесь и подан сквозь призму эксцентрики сегодняшнего времени.

К тому же, если взять текст «Косморамы», где главный герой любуется «улицами Москвы, которые кажутся так живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу», и где подаренная ему в детстве первая в Москве косморама, волшебный ящик, соединяет бывшее с будущим и реальность с грезой и кошмаром, то теперешние кульбиты пространств, эпох и медиумов не кажутся такими уж шокирующими. Они – продолжение и расширение темы косморамы. И если герою «Косморамы» являлись образы знакомых людей, то манкие, то страшные, то неудивительно, что в одном закутке кабинета вы найдете портрет Одоевского (работы Егора Кошелева) в образе этакого волшебника, но без головы, зато в соседнем закоулке будет «симфония-аудиотеатр» (так это определено авторами) «Кабинет Одоевского» (режиссер – Артем Дубра), где из темноты проступают только головы-маски героев-рассказчиков.

Образ «обольстительного ящика» косморамы вытягивает за собой один из главных сквозных мотивов проекта – игровое подглядывание, здесь оно – синоним умения всмотреться. Что в потешных райках, что в деревянном телевизоре, что в соединяющем городское пространство Волконского с частным пространством Одоевского зале «Косморама», где в узкие световые щели вы глядите на панорамы Егора Кошелева, Леонида Цхэ и Филиппа Шейна. В них реальность и фантазия тоже причудливо переплетаются. «Косморама XVIII» – это видение (с ударением хоть на первом, хоть на втором слоге) Истории и историй, реальности и воображаемого сквозь призму фантазии. В оптике, сопрягающей разные виды искусств. Это оптика видения и оптика знания, образ и факт, смикшированные, провоцирующие задавать вопросы не только векам минувшим, но и нынешнему веку. Потешные райки сегодня лишь трансформировались, за ними часто жутко проступают образы современности с ее жизнью и политикой, выставка вроде бы не об этом – но об этом после нее тоже думаешь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
231
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
228
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11028
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7949

Другие новости