1
3714
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2019 18:36:00

"Здесь и сейчас" построили в 12 эскизах

Архитектор Юрий Аввакумов собрал в Манеже творческие студии столицы

Тэги: москва, культура, городской культурный проект, творческие студии, юрий аввакусов, манеж


москва, культура, городской культурный проект, творческие студии, юрий аввакусов, манеж Навязшие в зубах слова о духе творчества на выставке, кажется, возвращаются к своему смыслу. Фото агентства «Москва»

Проект «Здесь и сейчас» появился по инициативе столичного Департамента культуры и в сотрудничестве с Московским музеем современного искусства. В прошлом году его пилотная серия, которую курировала Катя Бочавар, стала, по словам организаторов, «дайджестом институциональных инициатив в сфере городских культурных проектов». Дайджест, включивший 50 проектов на двух манежных ярусах, получился весьма многословным. Нынешний выпуск, выстроенный Юрием Аввакумовым в концептуальном и буквальном смысле слова – 12 сооружений из фабричных палет напоминают и сквозные башни, и ульи, внутри которых варится дело, – представляет, согласно подзаголовку выставки, «Атлас творческих студий Москвы». «Здесь и сейчас» – по версии 2019 года – гораздо компактнее, и это пошло проекту на пользу. Выставка будет сопровождаться образовательной программой.

За прошедшие с открытия «Здесь и сейчас» дни мне попался один отзыв, что, мол, смотреть там нечего. По-моему, это не так. Юрий Аввакумов, перебирая значения слова «студия», «перелистывает» эпохи Античности, Возрождения и так доходит до сегодняшнего дня, не забывая и «штудию» как не только изучение, но и исследование. Его сквозные башни-ульи из палет (попросту – деревянных поддонов, какие используют для транспортировки) выглядят метафорой временности и времени, которое способно помнить, но может и уничтожать. Которое отражает процесс. Метафорой времени и творческого зерна, из которого что-то, если повезет, выкуклится. Тут, как он говорит, аллегории мастерских, а сам он «не худсовет» и специально никому ничего не навязывал.

12 искусств и резидентов – это живопись и преподающая в Суриковке Айдан Салахова (проект «Апофеоз классики»); архитектура и Школа-студия Владислава Кирпичева EDAS (проект «EDAS. Краткое содержание»); мозаика и Александр Корноухов (вместе с историком искусства Алексеем Лидовым они создали проект «Сакральное искусство мозаики»). За скульптуру отвечают Анатолий Осмоловский и институт «База» (скульптура здесь аудиовизуальная с акцентом на первом слове – «Светящаяся башня знания»); фотография – это шутливое руководство от преподавателя Школы Родченко Сергея Браткова под названием «Скажи слово «Чиз» и съешь птичку». А уличное искусство – студия «ДЭЗ № 5» Михаила Лабазова (с выжимкой из проекта «Московское двороведение»). Театр представлен «Лекциями Дмитрия Крымова по сценографии» (напомним, Крымов вместе с Евгением Каменьковичем ведут в ГИТИСе свою мастерскую), а кино – «Мастерской коллективного кино» Андрея Сильвестрова (проект «Кино – документ или аттракцион?»). Графику показывают преподаватель Британской Высшей школы дизайна Виктор Меламед и его выпускники, а новые технологии – Платформа TECHNE, созданная на базе Государственного центра современного искусства Дмитрием Знаменским. Танец – это центр современного танца «Цех» Елены Тупысевой, а мода – Светлана Тегин и Tegin Fashion House (проект «Храм моды Tegin»).

Студийцы тут, как видно, очень разные, но именно разнообразие привлекательно в «Здесь и сейчас». Это может быть павильон Виктора Меламеда: Юрий Аввакумов рассказал, что прежде тот не делал инсталляций – а жаль, это удивительное качество графики, которую можно «раскатать» на огромную стену. Студенты Меламеда обратили стены в огромные декорации, позволив зрителю гулять внутри рисунков, а сам он поставил в центре загогулину, которую нужно вращать, наблюдая за узорами тени, отбрасываемой на этюдник. Потому что графика может появиться из любых линий. И это могут быть легкие, детские безо всякой скидки на возраст и по-настоящему импровизационные работы дэзовцев. Как в хармсовском духе придуманный «Конфугоголь» Вари Лавровой – силуэты Гоголя, позабывшего свою забронзовелость классика и памятника, делают разминку, пока никто не видит: «Туда махнет, сюда махнет и все мысли неправильные испарились, сел он на снег и написал наконец-то «Мертвые души» (студийцы ко всем выставкам комментарии пишут сами).

Эскизность – нерв проекта. Это может быть эскиз, абрис танца, а может быть эскиз или макет «визионерской архитектуры», придуманной детьми в студии Владислава Кирпичева. Или эскиз как дух творчества вообще, когда в динамиках звучит голос Дмитрия Крымова, а в павильоне стоит бык из какого-то старого аттракциона, и смелый зритель должен на нем удержаться. Получится/не получится – в искусстве, как и в жизни. Эскизность на выставке – про пульс идеи, про то, что есть или забрезжило, про то, что исчезнет, башни разберут, палеты вернут на склад. Навязшие в зубах слова о духе творчества здесь, кажется, возвращаются к своему смыслу, поскольку как раз благодаря эскизности оказываются дальше всего от невыносимо звучащего «вхождения в вечность».

Другое дело, что Манеж как площадка остается местом с программой неровной, хаотичной – или без собственной программы. И когда в аннотации к нынешнему проекту пишут, что это «ежегодный масштабный смотр актуального московского искусства», то у интересующихся современным искусством в памяти еще вполне свежо, как Манеж был определен площадкой для основного проекта VI Московской биеннале современного искусства в 2015-м, но потом внезапно решение отменили, чем спутали организаторам смотра все планы. Можно вспомнить и другое: что изящные выставки, подобные нынешней «Здесь и сейчас», оказываются в том же Манеже, что в другое время года – идеологически выдержанные экспозиции. Это уже, конечно, разговор отдельный, к «Здесь и сейчас» прямого отношения не имеющий – имеющий к тому, что творится здесь и сейчас. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
355
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
221
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1414
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11013

Другие новости