0
3838
Газета Культура Интернет-версия

24.09.2019 18:18:00

Пушкинский музей открыл осень фламандским изобилием

Пермский король для московского Йорданса

Тэги: пушкинский музей, выставка, русский йорданс


пушкинский музей, выставка, русский йорданс Специфика Йорданса – это барочные страстность и пафос античных и христианских сюжетов, заземленные на фламандской почве. Фото агентства «Москва»

«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России» – выставка в 18 картин и 31 рисунок, рассказывающая о мастере, который возглавил фламандскую школу живописи после смерти Рубенса, и собранная именно по российским музеям (интервью с куратором – завотделом искусства старых мастеров Пушкинского музея Вадимом Садковым – см. в «НГ» от 12.08.19). Сперва немного в ином составе и с другим заглавием выставка была представлена в Эрмитаже (в Москву, например, не привезли «Бобового короля»). По словам директора ГМИИ Марины Лошак, нынешний показ открывает выставочный цикл, посвященный российскому коллекционированию. На очереди – выставка о неаполитанском мастере Луке Джордано.

Моду на Йорданса в России ввела Екатерина II. В частности, она купила в Германии монументальное «Оплакивание Христа» с тем, чтобы подарить его Александро-Невской лавре. Созданное Йордансом при участии мастерской (а по мнению Вадима Садкова, это работа мастерской) полотно, предназначавшееся для католического собора, прижилось в православном Троицком храме: для нынешних петербургской и московской выставок его впервые за 225 лет вывезли из лавры. Ну в конце концов сам Йорданс в зрелые годы тоже сменил конфессию, став кальвинистом.

«Русский Йорданс» сегодня – это работы из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Перми. «Русский Йорданс» тогда, во второй половине XVIII века, – переехавшие в Россию произведения из британской коллекции Роберта Уолпола, французской – Пьера Кроза и немецких собраний Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля.

Тому, что Якоб (или, как сам он себя называл, Жак) Йорданс стал главным антверпенским художником после кончины Рубенса, способствовал универсализм «преемника»: он работал в разных жанрах, а кроме живописи активно занимался изготовлением эскизов шпалер для знаменитой Брюссельской мануфактуры (в Пушкинском отражена и эта грань творчества фламандца). Но, кроме того, специфика Йорданса – это барочные страстность и пафос что античных, что христианских сюжетов, заземленные на фламандской почве. Сакральные герои с его картин, румяные, могучие, – в сущности, родственники написанных им крестьян, а те – современников и родных Йорданса и его самого, таких, какими они написаны, скажем, в «Автопортрете с родителями, братьями и сестрами». Это витальная, полнокровная живопись, и, если угодно, это живопись про живопись, где колорит и размашистые мазки, движение кисти важны не меньше, чем тема. Что отлично видно в подготовительных работах – например, в «Трех этюдах детской головки»: возможно, это портрет старшей дочери художника, где самая незавершенность живописи придает работе еще больше живописности и живости.

Теперешняя выставка – не просто предъявление российского Йорданса, собрания относительно небольшого, но представляющего почти все жанры и периоды мастера. У нее есть свои сюжеты. Не только про его жанровое разнообразие, но и про востребованность мастера, в 1640–1650-х активно пользовавшегося помощью своей мастерской, что сегодня создает некоторые трудности в разделении рук (так, екатеринбургских «Мелеагра и Аталанту» десятилетиями считали копией с Йорданса, и только во время реставрации 2013-го обнаружили его собственноручную подпись у левого края картины; в то же время работы мастерской выделены сейчас в отдельный подраздел). И про его, как сказали бы сейчас, «коллаборации»: вот «Мадонна с младенцем в венке из цветов», где Йорданс в характерной свободной манере, когда краска будто бы и переливается, и светится изнутри, – довольно размашисто пишет Ее и Его, пухлого златовласого мальчишку с благословляющим жестом, а венок скрупулезно, как для ботанического атласа, вывел другой антверпенский мастер, Андрис Даниельс. Впрочем, это и был своего рода атлас: белая роза и лилия – символы непорочности Марии (которую называли «розой без шипов»), при этом красная роза еще и символ мученичества. Клубника – символ праведности, анемоны олицетворяют скорбь Богоматери о будущих Страстях Христа, тюльпаны, гиацинты и нарциссы – Воскресение и вечную жизнь.

«Заземленность» Йорданса позволяла ему не просто писать гримасничающих персонажей (это было в конце концов еще у Босха), не просто помещать у края картинной плоскости босые грязные ноги (этим фраппировал общество еще Караваджо, влияние которого Йорданс тоже испытал), – но он не боялся, скажем, в «Сатире в гостях у крестьянина» показать не просто жующие лица, но и одного из крестьян, пускающего слюни. Если бы не эзоповский сюжет (переделанный в ту эпоху: теперь не путник в гостях у сатира, а наоборот), можно было бы сказать, что «в кадр» попадает само течение жизни.

С «Сатиром в гостях у крестьянина», к слову, Йорданс задал традицию представления этого сюжета в живописи. Как и со своим фирменным «Бобовым королем»: но эрмитажная картина, как уже говорилось, не выезжает из музея, поэтому на московской выставке за эту тему отвечает привезенный из Пермской художественной галереи «Пир короля», произведение йордансовской мастерской, которое исследователи соотносят с работой самого Йорданса из Музея истории искусств в Вене. Та самая полнокровная жизнь в пирушке – уже через край, и тут она встречается с характерной для искусства XVII века назидательностью: в картуше над толпой помещена надпись «Ничто более так не напоминает сумасшедшего, как существо пьяного человека».

Графика – самостоятельная область йордансовского творчества, даже когда речь идет об эскизах. В них «стихийная» природа его творчества подчас явлена еще острее. И когда видишь рисунок со «Смеющимся мужчиной в шутовском колпаке», вспоминаешь и одного из персонажей «Пира Клеопатры» (не к нему ли эскиз?), и более раннюю, чем этот рисунок, картину «Повар у стола с дичью» (написанную вместе с Паулем де Восом). Только на рисунке физиономия, сделанная черным и белым мелом да сангиной, еще характернее – она напоминает какое-то кряжистое дерево. Выглядит жутковато, но глаз не оторвать. И это тоже проявление и заземленности, и жизненной энергии, и индивидуальности этого «самого фламандского» из художников Фландрии. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
454
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
438
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11244
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8074

Другие новости