0
4235
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2019 19:11:00

Блудный сын в поисках обитаемого пространства

В Московском музее современного искусства показывают скульптуру Алексея Григорьева

Тэги: выставка, ммси, скульптура, алексей григорьев


выставка, ммси, скульптура, алексей григорьев Работы Алексея Григорьева выставлены на низких подиумах, напоминающих дрейфующие льды. Фото с сайта www.mmoma.ru

В Образовательном центре Московского музея современного искусства, что в Ермолаевском переулке, есть программа «Коллекция. Точка обзора», в рамках которой зрителя знакомят с музейной коллекцией. Пятая в этом цикле выставка «В поисках обитаемого пространства. Скульптор Алексей Григорьев» сделана кураторами Людмилой Андреевой и Оксаной Ворониной и их ассистентом Медеей Маргошвили.

На вернисаже говорили, что Московский музей современного искусства – один из первых, пошедших навстречу скульптору: сюда он передал свои работы незадолго до ухода в 2002-м. Отдельные произведения музей показывал на разных своих проектах, а теперь открыл персональную выставку Григорьева. Скульптура выставлена на низких подиумах, напоминающих дрейфующие льды неправильной формы, но главное – эти работы оказываются со зрителем лицом к лицу, без возвышений и дистанций. Алексей Григорьев (1949–2002), много работавший для общественных пространств, участвовавший в симпозиумах по скульптуре, считал, что эта самая скульптура должна жить среди людей, и вторая часть нынешнего проекта – экспозиция под открытым небом в Парке искусств «Музеон», сейчас хранящем самое большое собрание григорьевских работ.

Григорьев выставлялся с 1972 года, в 1973-м окончил художественно-графический факультет педагогического института, где познакомился со скульптором Аделаидой Пологовой (которая участвовала в печально знаменитой Манежной выставке 1962-го со скульптурой «Материнство», вызвавшей гнев чиновников от культуры). Ее он называл главным учителем, и влияние ее стиля ощутимо в произведениях Григорьева. Графикой он тоже занимался – его рисунки, где экспрессия и пластическая мощь фигур то и дело напоминают о Пикассо, сейчас показывают на фоне скульптур, часто – в рифмах с ними. А в архивной секции, когда вы выдвигаете один за другим ящики шкафа, после почетных грамот и фотографий появляются григорьевские книжные иллюстрации (в частности, к книге его матери, Надежды Григорьевой, «Я говорю» и к «Запискам беспартийной», написанным его бабушкой, Анной Поляковой, – они выставлены рядом с его книгой «Эротические рисунки»).

Среди его работ в общественных пространствах – и памятник погибшим морякам в Туапсе, и Монумент Свободе – фрагмент Берлинской стены с пробоиной и сидящими вокруг нее железными бабочками, – который был сделан вместе с Даниэлем и Максимом Митлянскими и установлен в 1996-м в Берлине и в Москве, перед Сахаровским центром. В 1990-х, когда с госзаказами стало худо, скульптор подолгу жил в Германии, и там его скульптуры тоже остались. Его не стало всего 17 лет назад, но то, что сейчас в музейном зале выглядит четко структурированным таймалайном (дополненным разными видеоинтервью), Оксане Ворониной приходилось собирать и уточнять по крупицам.

«В поисках обитаемого пространства» в одном «космосе» на выставке оказались «Блудный сын», Сизиф, Минотавр, Иаков, борющийся с ангелом, Кассандра – и пребывающие между религией и мифологией обычные человеческие образы. Хотя противопоставления между «обычным» и «необычным» тут как раз нет: герои истории далекого прошлого борются, мучаются, корчатся, как простые люди. Сизиф, на субъективный взгляд, один из самых выразительных тут образов. Это барахтающаяся на спине фигурка, то ли руками и ногами пытающаяся удержать пресловутый камень, то ли вместе с ним катящаяся под откос. Сизифово тело словно сварено из водосточных труб – кажется, одно неловкое движение (а движения этого трубчатого существа – именно что угловато-неловкие), и камень сломает эту плоть.

Дерево (вырезанная из одного куска «Борьба Иакова с ангелом» скульптором решена и как борьба со стихией, и как борьба с самим собой, недаром Иаков, по словам Оксаны Ворониной, – alter ego скульптора), иногда даже мрамор (Минотавр, видимо, сделанный из оставшегося от какой-то другой работы относительно небольшого блока и втиснутый в эту форму), шамот – Григорьев имел дело с разными материалами, но главным был металл да техника «гнутья и сварки». «Блудный сын», где отец и сын сработаны из заводской арматуры, и их объятия – одновременно и общность скульптурного силуэта, и разорванность, будто израненность, показывающая внутренний надлом торчащими наружу железными прутьями и шестеренками, – притча, рассказанная индустриальной эпохой, которая и сама сходит на нет.

Многие образы тут выглядят спором-диалогом с эпохами, прошлыми и своей, и работа с металлом, причем с металлом переработанным, делает григорьевских героев похожими на тени, опять-таки переработанные цивилизацией с ее новыми материалами. Он словно снова и снова перекидывает мосты между временами, выбирая язык, характеризующий современность, но работая с сопротивлением материала. Это сопротивление, независимо от материала, – неотъемлемая часть его произведений. Оно перерастает в экзистенциальный мотив. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
581
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
558
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11377
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8149

Другие новости