0
4557
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2020 17:32:00

Его СВЕТлость ван Эйк

В Музее изящных искусств Гента идет "Оптическая революция"

Тэги: выставка, ян ван эйк, живопись, жанр

Полная On-Line версия.

выставка, ян ван эйк, живопись, жанр Ян ван Эйк открыл жанр ню в североевропейском искусстве. Фото © David Levene/MSK Gent

Ян ван Эйк совершил свою оптическую революцию в XV веке, а в начале XXI мы впервые видим первозданные краски Гентского алтаря, который реставрируют с 2012 года и завершили этот процесс на две трети. Оказалось, после "реставрации"-поновления XVI века алтарь был записан фактически на 70 %. Нынешний год в Генте - год ван Эйка. Ему посвящают свои работы художники - композитор Арво Пярт пишет произведение для хора и органа "Агнец Божий. Поклонение Агнцу", Мэт Коллишоу делает мультимедийную инсталляцию в церкви Св. Николая. Ван Эйку посвящают туристические маршруты - с дизайнерскими сувенирами, реконструкцией кухни XV века, высадкой цветов, идентифицированных на Гентском алтаре. Но сердце этого оммажа - открывшаяся в Музее изящных искусств выставка "Ван Эйк. Оптическая революция" (см. интервью о ней в "НГ" от 03.02.2020). На самой крупной в истории ретроспективе мастера собрано со всего света 13 из 20 (или 23) его сохранившихся работ и больше сотни произведений современников и последователей ван Эйка.

Герцог Филипп Добрый, при котором процветала Бургундия, ассоциировал себя с Александром Македонским. Придворным художником Александра Македонского был легендарный Апеллес, чья живопись известна по восхищенным описаниям. В 1425 году Ян ван Эйк (ок. 1390 - 1441) стал придворным художником Филиппа Доброго. Около 1420 Губерт, так и остающийся полумифическим братом Яна, начинает работу над Гентским алтарем "Поклонение мистическому Агнцу" (впрочем, его живописный вклад не вполне ясен), которую завершит Ян.

Ян ван Эйк - один из революционеров в истории живописи, в наших знаниях о биографии которого до сих пор много лакун. Он усовершенствовал технику письма маслом, добавив сиккативы, что позволило совершить невероятный технический рывок. А в сочетании с ванэйковскими остротой зрения, наблюдения и теоретической подкованностью открыло живопись, беспрецедентную по детализации, отношениям цвета и света и передаче фактур. Его искусство - это падающие в фонтан (источник жизни) капли воды, которые его стараниями мы видим так, будто это макросъемка, это имитация живописью каменной скульптуры (и, в частности, разных видов мрамора), это отражение света на драгоценных камнях так, словно он отражается по-настоящему, здесь и сейчас, это пряди волос Евы (и вместе с Евой - открытие ню в североевропейском искусстве) и полуоткрытые губы Адама, это кожа молодых и не очень молодых моделей ван Эйка, это бесконечное многообразие тканей, включая тяжелые драпировки одежд Мадонны. Это живопись, ставшая осязаемой и будто бы приобретшая звуковое измерение со всем этим шуршанием тканей и всплесками воды...

Наконец, это цвет, увиденный так, будто бы дали свет. И это особенно поразительно, когда видишь отреставрированные створки Гентского алтаря, частично выставленные на выставке, частично оставшиеся в соборе Св. Бавона. После реставрации (проект стоимостью 2,44 млн долл.) открылась первоначальная, несравнимо более пластичная живопись, краски стали мягче, рисунок изысканнее, пространство объемнее. Согласно теории исследователя и сокуратора выставки Максимилиана Мартенса, "оптическая революция" Яна ван Эйка - это, помимо усовершенствования техники живописи маслом и необыкновенной зоркости мастера, его теоретические знания в оптике (и, в частности, в катоптрике и диоптрике) и изучение древних трактатов - Плиния Старшего и Альхазена, что заставляет посмотреть и на ван Эйка, и на его эпоху по-новому.

XV столетие в Бургундии, называть ли его ars nova, Северным Возрождением или вслед за Йоханом Хёйзингой "осенью Средневековья", несмотря на то что не занималось еще математически выверенной линейной перспективой, как Возрождение в Италии, и показывало не вполне классические, не антикизированные идеалы строения человеческого тела, - тоже было открытием и мира, и человека. Это видно в каждом ванэйковском портрете и в каждой его пантеистической пейзажной панораме, где второстепенных деталей как будто бы нет. Это видно и в его любимой подписи als ich can, "как смог", отражающей одновременно и еще средневековую скромность мастера, и горделивость художника новой эпохи.

Конечно, с появлением сайта closertovaneyck из любой точки мира можно рассмотреть в мельчайших подробностях ванэйковские работы (и не привезенную в Гент "Чету Арнольфини" в том числе). Но только оказавшись в ними лицом к лицу (а в музее разрешают подойти близко), вы ту самую вещественность его картин ощущаете иначе. Что физический размер (часто альбомного и даже открыточного характера) этих досок, что связанную с ним религиозную составляющую - движение нового благочестия, обусловившее заказ религиозных образов для частного поклонения.

Створки Гентского алтаря - с Адамом и Евой, Благовещением, донаторами - красной нитью "сшивают" композицию выставки. Ретроспектива разделена по темам, где будет "Грех и Спасение", "Мадонна с младенцем", "Святые в пейзаже", "Архитектура" и т.д. Бесспорные ванэйковские произведения оказываются бок о бок с продукцией мастерской, с копиями его утраченных работ, с картинами и рисунками современников (среди них итальянцы, конечно, часто отличаются правильной перспективой, но кажется, за исключением Мазаччо, работы из Италии сейчас выбраны так, что проигрывают северной живописи), с иллюминированными рукописями и скульптурой того времени. "Оптическая революция" начинается с панорамы эпохи, рассказа о процветании урбанизированной бургундской культуры, переходит к мифам о ван Эйке, затем - на вещный уровень, показывая заморские предметы, встроенные в ванэйковские картины, потом - на вечный - к грехопадению, к святым.

От них выставка приходит к человеку, т.е. от Адама и Евы в начале ведет вас к створкам с заказчиками алтаря Йосом Вейдтом и его женой в конце, они тут -в окружении других современников, включая прелестную ванэйковскую супругу Маргариту (она приехала из Брюгге до 9 марта - с 12-го в Музее Грунинге откроется выставка "Ван Эйк в Брюгге", где покажут "Мадонну каноника ван дер Пале", которую не пустили в Гент). А вслед за всем этим, вполне в духе той эпохи, "Оптическая революция" поднимается на божественный уровень. И вот здесь остается еще одна тайна ван Эйка: его образ Христа, т.н. Vera icon, не сохранился. Его мы можем воОБРАЗить лишь по более поздним репликам. О чем эта выставка? Об отражении знания, о попытке познания и теперь уже о том, что остается (не)познаваемым. Надо ли говорить, что ван Эйка сравнивали с древнегреческим Апеллесом?..

Гент-Москва


  • Ян ван Эйк. Маргарита ван Эйк. 1439. Музеи Брюгге - Музей Грунинге
  • Створки Гентского алтаря с Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом. 1432. Собор Св. Бавона, Гент. (c) MSK Ghent, photography David Levene
  • Ян ван Эйк. Благовещение. Ок. 1434-36 (некогда эта работа хранилась в Эрмитаже, но в 1930 году была продана большевиками). Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • Две ванэйковских версии "Стигматизации Св. Франциска" (слева - из Галереи Сабауда в Турине, ее присутствие на выставке окончательно подтвердили за несколько дней до вернисажа; справа - из Художественного музея Филадельфии). (c) MSK Ghent, photography David Levene
  • Ян ван Эйк. Св. Варвара. 1437. Королевский музей изящных искусств, Антверпен (c) MSK Ghent, photography David Levene



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
1996
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
1904
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
4361
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
7219

Другие новости