0
5184
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2020 18:24:00

Дарья Пархоменко: "Антропоцентристская парадигма уже не работает"

Руководитель Laboratoria Art&Science Foundation – о переезде в Новую Третьяковку

Тэги: технологическое искусство, новая третьяковка, выставка, дарья пархоменко, интервью

Полная online-версия

технологическое искусство, новая третьяковка, выставка, дарья пархоменко, интервью Свою миссию Дарья Пархоменко видит в развитии science art. Фото © Laboratoria Art&Science Foundation

В Laboratoria Art&Science Foundation планировали открыть свое пространство в Западном крыле Новой Третьяковки в июне. Из-за пандемии сроки переносятся. Но, возможно, после карантина первая на новом месте выставка «Да живет иное во мне. Изобретая гибридные сообщества» будет восприниматься даже острее. О том, как развивается science art, о том, почему переезд в музей символичен и о той самой новой выставке, где, в частности, будет объект с голографическими поросятами, отвечающими на вопросы зрителей репликами из антиутопий Оруэлла и Замятина, директор и худрук Laboratoria Art&Science Foundation Дарья Пархоменко рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

Дарья, Laboratoria стала резидентом Западного крыла Новой Третьяковки, как и музей дизайна, который там уже открылся. Как вы будете там функционировать?

– В прошлом году Третьяковская галерея пригласила нас к партнерству – мы привносим свой уникальный контент, а Третьяковка дает нам пространство. Мы уже переехали, сейчас ремонтируем выставочный зал на первом этаже, возвращая ему историческую планировку. Наш переезд в музей – символический акт институционализации технологического искусства. С 2008 года мы занимаемся развитием и продвижением science art. Мы объединяем как российских ученых и художников, так и зарубежных звезд технологического искусства; мы не только делаем выставки, но и обеспечиваем условия для совместной работы художников и ученых, приводящей к созданию новых произведений. Когда мы открывались, большие музеи к технологическому искусству и междисциплинарным практикам относились с опасением – это было ново и непонятно. Сегодня наше искусство уже востребовано классическими музеями. (Свое пространство в НИФХИ им. Карпова на Курской у нас было восемь лет. Потом НИФХИ перевели за МКАД, и последние годы мы делали выставки на площадках разных музеев – в России, в Бразилии, в Германии.)

cult001-t.jpg
Группа "Куда бегут собаки" (Россия). Оракул.
Распределенный псевдо-голографический
речевой поросенок. 2019-2020.
Фото предоставлено
Laboratoria Art&Science Foundation

Мы планируем делать четыре международные выставки в год, крупные конференции и множество разных образовательных междисциплинарных форматов. Кроме того, у нас непрерывно функционирует программа производства технологического искусства «INCUBATOR». До пандемии открытие пространства было запланировано на 9 июня. На сегодня мы планируем открытие пространства в сентябре 2020.

В 2023 году здание Новой Третьяковки закроют на реконструкцию – что потом?

– Сейчас нам важно открыться и реализовать свои планы. В будущем мы планируем действовать в соответствии с изменяющейся ситуацией.

По вашим наблюдениям, как за 12 лет работы вашей институции изменилось отношение к science art в Москве и само это искусство? У нас одна из самых известных групп, работающих с science art, – наверное, «Куда бегут собаки», но они существуют еще с 2000-го. Есть еще несколько уже давно известных художников, а в последнее время на слуху Дмитрий Морозов (: : vtol::). Новые имена появляются?

– В десятки раз вырос технологический уровень и уровень продакшена наших проектов. Когда мы начинали, у художников и ученых были глубокие идеи, но возможности для создания технологических объектов были очень ограничены. Сейчас мы создаем работы международного уровня, в которых задействованы и робототехника, и машинное обучение. Несмотря на растущий интерес к science art, в России пока появляется не так много новых художников, которые систематически работают в этом направлении. Кроме «Куда бегут собаки» и : : vtol::, которых вы уже назвали, это Дмитрий Каварга, Аристарх Чернышев, Анастасия Алехина, Елена Никоноле, Наталья Федорова, Егор Крафт, Ильдар Якубов и ряд других. Несмотря на то что есть несколько образовательных учреждений, открывшихся в последние два года – магистратура science art в ИТМО (Институт точной механики и оптики) в Петербурге, в Томске и во Владивостоке, но мы еще не знаем, кто из их будущих выпускников станет активным художником.

В чем разница между science art и технологическим искусством, как вы его предпочитаете называть?

– Science art дословно – «научное искусство». При этом каждый теоретик и практик предлагает свое определение. Я считаю, что это искусство, которое появляется в ходе взаимодействия художника с научной практикой, которое может давать ученому новые возможности для свободного эксперимента. Моя Laboratoria концентрируется на непосредственном взаимодействии ученых и художников и создании произведений искусства в ходе их сотрудничества. Технологическое искусство – это более широкое понятие; это искусство, художественным языком которого являются новые, быстро развивающиеся технологии.

cult002-t.jpg
Агнес Мейер-Брендис (Германия). One Tree ID.
Биохимическая инсталляция. 2019.
Фото предоставлено
Laboratoria Art&Science Foundation
На последней Венецианской биеннале всем запомнилась работа Сунь Юаня и Пэн Юя «Не могу себе помочь», как раз с использованием робототехники. Каков сейчас в мире интерес к такому искусству и к лабораториям, подобным вашей?

– Мы – редкая институция, профессионально сфокусированная на science art. Такие центры есть далеко не во всех странах, а где есть – там обычно одна или две. Технологическое искусство в основном некоммерческое, так что подобные проекты чаще встречаются там, где есть серьезный интерес к развитию инноваций и поддержка государства: в Канаде, Австралии, Нидерландах, Германии, Великобритании. Часто эти центры работают на базе образовательных учреждений. Институций, которые занимаются не только выставками, но и производством, совсем мало – чаще всего это небольшие центры, как мы, кто имеет гибкую структуру и вовлечен в долгосрочные инициативы в области научно-художественного сотрудничества.

А в Китае таких центров много?

– В ноябре я как раз была на конференции в Пекине в Академии искусств, где выступали директора множества science art институций. В Китае традиции научного искусства, характерные для России и США, отсутствуют, но у них гигантский интерес к инновациям. Они видят в science art большой инновационный потенциал и готовы инвестировать в его развитие, впитывать идеи и применять все международные ноу-хау, они поддерживают его и в образовательных учреждениях. Сейчас у них появляются новые идеи и художники, однако для того, чтобы вырастить поколение, нужно больше времени – а в Китае эта инициатива существует всего три года. Но мы уже знаем, как быстро они могут работать.

Вы начинали в формате лабораторного пространства – Laboratoria Art&Science Space, теперь вы называетесь фондом. Есть ли у вас своя коллекция, и в целом что происходит с работами после завершения проектов?

– Мы с самого начала были и фондом, и пространством. Когда мы начинали, мы были независимым пространством, акцент ставился на слове «space», но в последние годы мы много сотрудничаем с музеями и в публичном пространстве стало удобнее делать акцент на фонде. Судьба работ после окончания проектов зависит от условий контрактов с художниками, от нашего участия в финансировании проекта. У нас коллекция небольшая. Одна из последних работ в ней – нейророботическая инсталляция «Borgy&Bes», созданная в рамках проекта «INCUBATOR», который мы делаем вместе с австрийским художником Томасом Фойерштайном. Но в основном объекты, созданные при нашей поддержке, оставались у художников. Собирать и хранить – скорее музейная прерогатива. Под хранением я имею в виду и процесс дальнейшего экспонирования и воссоздания. С технологическим искусством это не так просто, важно, чтобы спустя время не устарели программные коды, не потеряло работоспособность оборудование, сохранились инструкции по сборке. Нашу миссию я вижу в создании нового.

Что за проект проект о пандемии вы делаете онлайн?

– Cейчас на нашем сайте и в наших соцсетях мы показываем онлайн выставку «We=link: Ten Easy Pieces» с нет-артом – работами на тему пандемии, созданными художниками в интернете. Это проект китайского центра искусств Chronus, а мы стали их партнером.

Наша перенесенная в связи с пандемией на осень выставка «Да живет иное во мне» сегодня становится еще более актуальной – ведь она посвящена способам взаимодействия человека и иных существ: от растений и бактерий до искусственных интеллектов.

cult003-t.jpg
Cаша Спачаль (Словения).
INSPIRATION. Биотехнологическая инсталляция,
2018. Фото предоставлено
Laboratoria Art&Science Foundation
Выставку «Да живет иное во мне. Изобретая гибридные сообщества» вы готовите к открытию пространства в Новой Третьяковке – о чем именно она будет?

– Она рассказывает об общении и взаимодействии с нечеловеческим: с биоценозами, машинами, животными. Она говорит о том, что антропоцентристская парадигма уже не работает: мы должны принимать во внимание всех иных существ. В 10 масштабных проектах, представленных на выставке, художники в сотрудничестве с учеными изобретают новые технологические интерфейсы взаимодействия и сотворчества с нечеловеческими агентами. Проекты разделены на три секции – это три стратегии коммуникации. Во-первых, «Диалог». Тут мы покажем видеодокументацию перформанса «Измеряя магию взгляда», который мы с Мариной Абрамович делали у нас в Laboratoria (это единственный на выставке пример взаимодействия между людьми). Во время перформанса у смотрящих друг другу в глаза людей измеряется активность мозга. Мы также планируем частично воспроизвести этот перформанс в пространстве выставки. В этом же разделе будет работа «Оракул» группы «Куда бегут собаки». С помощью машинного обучения художники наделили трех голографических поросят искусственным интеллектом. Три поросенка могут отвечать на вопросы зрителей репликами, которые сгенерированы из антиутопий Оруэлла и Замятина, а также учебников по программированию.

Вторую секцию мы назвали «Симбиоз», тут зрители вступают в контакт с нечеловеческим. Саша Спачаль из Словении в работе Inspiration, от слова «respire» – «дышать», ставит установку с кислородными масками, с помощью которой можно вдохнуть воздух, насыщенный непатогенным видом почвенных бактерий Mycobacterium vaccae. Как известно, эти бактерии повышают уровень серотонина и являются естественными антидепрессантами. Одна из мировых звезд science art, Агнес Майер-Брандис из Берлина, покажет проект One Tree ID. Агнес синтезирует индивидуальные запахи деревьев, человек может нанести их на себя и предстать для дерева другим деревом (в пространстве выставки будет находиться дерево).

Третья секция – о присутствии. Мы наблюдаем за другими мирами и пробуем их понять, как в нейророботической инсталляции «Borgy&Bes» Томаса Фойерштайна, где две оживленные нейросетями хирургические лампы общаются, переводя современные новости и обсуждая их на языке Достоевского.

Образовательная программа будет?

– Сразу после открытия мы планируем конференцию «Science art. Искусство разговора с другим». А потом будем вводить новый формат «Медленные разговоры». Мы размышляли о том, как ученый и художник могли бы услышать друг друга. Для этого необходимо время. Каждая из разговорных сессий между ученым и художником будет длиться около пяти часов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1226
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1179
Об оружии в обмен на мирные переговоры

Об оружии в обмен на мирные переговоры

В сложившихся условиях Зеленский едва ли может что-то требовать у Запада

0
3041
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12090

Другие новости