Экспонаты выставки «Тату» в Пушкинском музее. Кадр с сайта www.культура.рф
Пока Минкульт с Минфином обсуждают возможности компенсации музеям финансовых потерь во время карантина, музеи продолжают делать свою работу – ту, что видна зрителю, – бесплатно. Хотя зрители тоже могут как-то помочь – на музейных сайтах есть кнопка «Поддержи музей». Онлайн-формат для изобразительного искусства – штука в большинстве случаев, мягко говоря, невыигрышная. То не видно деталей, то не складывается картина целого, не говоря уже о принципиальных для живописи и графики передаче цвета и фактуры. Сейчас основной способ общения музеев с аудиторией – лекции, совсем другой жанр. В плане выставок используют разные формы – онлайн-экскурсии, путеводители на izi.travel, создание отдельных сайтов (обычно работы там объединены в разделы по каталожному принципу). Все это было известно до пандемии, как и попытка оцифровать выставку в виде виртуальной панорамы, что сложнее, но дает какую-никакую иллюзию того, что вы не просто видите список картинок, а идете. То есть в идеале считываете концепцию, смысл соседства разных работ и т.д. В Москве панорам, появившихся именно во время коронавируса, нам удалось найти мало. В нынешней ситуации ранжировать по качеству и сами выставки, и панорамы было бы, по мнению корреспондента «НГ», некорректно. Рассказываем о том, что нашли.
1. Пушкинский музей: «Тату» и «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
При закрытии музеев ГМИИ, как мы уже писали, оказался на передовой во всех смыслах. И с тех пор, как мы это писали, только подтверждает умение работать в стрессовых условиях. Выставку «От Дюрера до Матисса» (см. интервью с куратором Виталием Мишиным в «НГ» от 23.03.20 и обзор виртуальной экспозиции от 08.04.20), напомним, открывали уже онлайн. С этим проектом дело обстоит сложно: графика – хрупкое искусство, которому противопоказано длительное пребывание на свету. Проект продолжает прирастать экскурсиями специалистов, выпущен путеводитель на izi.travel, а недавно музей сделал виртуальную панораму. Теперь экспозицию можно виртуально пройти шаг за шагом (даже если вы живете далеко от Москвы), понять логику развески (то, что позволяет сделать виртуальная панорама и что недоступно платформам, на которых произведения выложены по каталожному, а не пространственному принципу). Большинство произведений откомментированы, прописаны – чего не было в путеводителе на izi.travel – техника и размеры. Единственное, что работы нельзя хорошенько увеличить. Но это уже, как говорится, до лучших времен.
К проекту «Тату» (см. «НГ» от 04.03.20) тоже выпускают видеоэкскурсии и сделали панораму, но она гораздо менее подробная – на уровне виртуальной прогулки по залам и чтения поясняющих текстов к разделам, но не к отдельным экспонатам. К слову, на платформе, где Пушкинский представляет виртуальные панорамы (по постоянной экспозиции и по выставкам), есть и панорама одной из главных выставок прошлого года – «Щукин. Биография коллекции». Прочесть про все экспонаты там нельзя (за этим – на izi.travel), но вспомнить именно вид залов, перевоплощенных под выставку стараниями Кирилла Асса, Надежды Корбут и Анны Каменских, приятно.
2. Музей современного искусства «Гараж»: «Atelier E.B. «Прохожий».
«Прохожий» – один из потребителей в модной индустрии, даже если он просто идет мимо витрин. Таково мнение Atelier E.B. (Ателье «Эдинбург-Брюссель»), названия, которым подписывают свои работы шотландские дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи. Выставка о моде как части общества потребления и как части культуры – гастролирующий проект, в котором представлены не только Липскомб и Маккензи. Он был показан в 2018–2019-м в лондонской галерее Serpentine, в прошлом году – в парижском пространстве Lafayette Anticipations и дополнен для «Гаража», в частности, моделью «Рабочего и колхозницы» и фильмом-интервью с советским редактором моды Лидией Орловой. Манекены (от реплик античных скульптур до «Модели А» Рудольфа Беллинга, которая, как тут пишут, предвосхитила образ механической девушки Марии из фильма «Метрополис»), куклы, витрины (есть и интерактивные для вашего монитора) и видео (например, фрагмент фильма о ГУМе, который тоже можно посмотреть с компьютера) зонированы по разделам и откомментированы. В Москву, кстати, привезли Sacre Conversazione Фреда Уилсона, представленную в 2003-м в американском павильоне на 50 Венецианской биеннале: витрина, где в верхней части манекены темнокожих героев в костюмах разных эпох (в отсутствие Марии с младенцем, центральных персонажей этого сюжета из классической живописи), а в нижней – поддельные брендовые сумки. В музее пишут, что такая виртуальная панорама выставки поможет изучить интернет-аудиторию «Гаража».
3. Галерея pop/off/art: Андрис Эглитис. Искусственный свет.
Произведения латвийского художника из серии «Reflections (The Illuminated and the Enlightened)» были написаны специально под выставку и экспонировались бы на Винзаводе до 6 апреля. По словам художника, «отражение» (Reflection) имеет двойное значение – отражение света и деятельность ума. Свет создает иллюзии, изменяет атмосферу и то, как мы видим вещи. На виртуальной панораме лучше всего получается разглядеть крупноформатную живопись, маленькие холсты – нет. Вместо комментариев – текст художника на сайте галереи. Но в этом случае интересен сам факт того, что к такому формату обратилась частная галерея. Обратилась не впервые: в виртуальном архиве pop/off/art выложены и другие проекты.
комментарии(0)