Спектакль «Ladies’Night. Только для женщин» в репертуаре «Независимого театрального проекта» живет уже около 20 лет. Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru
В последние недели, с того момента, как в нынешнем контексте новыми красками заиграло это словосочетание – «системообразующие предприятия», – все с непрекращающимся интересом следят за тем, кого вносят в эти списки. Естественно, кто-то преисполняется гневом, другие иронизируют (куда же без него?!), третьи борются за место в этих списках…
В «культурном списке» – «Мосфильм», «Союзмультфильм», «Ленфильм», сети кинотеатров… Правильно и понятно. Театров не увидел и подумал, что с театрами, как с кинокомпаниями и кинотеатрами, так же просто не получится, поскольку «системообразующий театр» – это оксюморон, каждый театр всегда сам по себе и, надеюсь, никого это не обидит, театр как искусство – безусловно, и системо- и народообразующая единица (Михаил Швыдкой любит цитировать Томаса Манна, у которого театр – место, где толпа превращается в народ), а каждый театр в отдельности без нежности и трепета смотрит на соседний театр. И в принципе государство уже поддержало театр, театры, когда каждому определило бюджетное финансирование. Шиковать на эти деньги не получится, но свести концы с концами – в самый раз. Но это касается сети государственных театров, которых в России 665. А что с частными? Помогут ли им? А надо? В интервью одного бизнесмена (не чиновника!) недавно прочитал: «Коммерсант отличается от госслужащего или наемного работника тем, что он больше зарабатывает, но и берет на себя больше рисков». Театральный коммерсант всегда рискует вдвойне, имея в виду плохую предсказуемость поведения публики.
Частному театру часто пеняют – за «антрепризность», то есть выкачивание денег из зрителей за счет эксплуатации звездных имен, за дурной вкус (одно обычно неразрывно тянет за собой и другое), за легкий успех (при сочетании первого и второго). Но частный театральный проект частному театральному – рознь. Не хочу сейчас искать афиши и названия спектаклей, где крупные фотографии телесериальных звезд первой величины, поменьше – второй и третьей и мелко дописаны те, кто играет «в очередь», а имя режиссера – мелко в углу, хотя, может, оно и вовсе не нужно. А есть – недавний «Борис» Дмитрия Крымова, выпущенный продюсером Леонидом Роберманом, есть частный театр «Квартет И», существующий с 1993 года, а в Екатеринбурге – «Коляда-театр», а в Москве – «Независимый театральный проект», кстати, как и «Квартет И», основанный выпускником ГИТИСа Эльшаном Мамедовым в 1993 году.
Они нас смешили, радовали, заставляли плакать от смеха и не только от смеха много лет. Даже родившиеся как антрепризы, они в конце концов сложились в театры, где постоянными стали не только команда управляющих и театральных техников, но и актеры из спектакля в спектакль переходят те же. У Эльшана Мамедова это Гоша Куценко, Светлана Ходченкова, Анна Каменкова, Марина Дюжева, Георгий Дронов, Екатерина Климова, Константин Юшкевич...
В других, очень многих и даже столичных государственных театрах продолжали переименовывать названия классических романов, надеясь, что зарубежные живые классики не узнают о спектаклях по их книгам и пьесам, – Эльшан, не боясь громких слов, можно сказать, закладывал в России традиции цивилизованного соблюдения норм международного авторского права, брался за свежие пьесы современных авторов, которые выходили в Москве одновременно с премьерами на первых сценах Европы и мира. Так было с «Мастер-классом» Терренса МакНелли, в котором у нас Марию Каллас сыграла Татьяна Васильева, так произошло и с «Ladies’Night. Только для женщин» – этот спектакль перешагнул несколько лет назад 15-летие и вскоре вышел с новым, молодым составом, с тех пор его играют параллельно, в двух версиях. Я видел спектакль, знаю, как непросто попасть на него и сегодня. Это – театр высокого качества, несмотря на легкомысленный, даже фривольный сюжет. Впрочем, опыт российского театра послесоветских десятилетий показывает, что не только написать как Рэй Куни, но и поставить Рэя Куни для многих у нас – почти неразрешимая задача. Чтобы легко и талантливо, а не натужно, спустя рукава.
…В Москву Мамедов привозит и выпускает на столичную сцену «их» драматургические хиты, а «туда», например на Эдинбургский Фриндж, вывозит шоу MoscowBoys, в котором два скрипача, альтист и виолончелист играют классику и одновременно исполняют трюки цирковой сложности и точности. И собирают там прессу, в которой вопреки известным стереотипам «их» рецензенты пишут, что русские парни играют виртуозно, как положено консерваторским выпускникам, и двигаются как хорошо тренированные цирковые артисты.
Вряд ли Эльшану Мамедову, как и кому-то другому из театральных «частников», светит включение в системообразующие. Они, кстати, и не претендуют. Во всяком случае, я не слышал, чтобы кто-то из них кого-то о чем-то подобном просил. Но ведь это они столько лет доставляли нам радость, то есть, если оформлять ту же мысль другими словами, снижали социальное напряжение в российском обществе, гармонизировали его. Может быть, они заслужили не только доброй эпитафии, а поддержки – не только на словах?
комментарии(0)