0
3827
Газета Культура Интернет-версия

21.06.2020 19:26:00

Роберт Фальк, который увидел все оттенки воздуха

К выходу монографии о живописце галерея "Наши художники" показывает 40 его работ

Тэги: галерея, наши художники, выставка, роберт фальк


галерея, наши художники, выставка, роберт фальк Наконец выставки можно смотреть не с экрана компьютера. Фото со страницы музея в Facebook

Выставка «Частный случай. Роберт Фальк» приурочена к публикации монографии «Роберт Фальк. Счастье живописца», написанной петербургским искусствоведом Антоном Успенским и вышедшей в издательстве «Искусство – XXI век». Некоторые из экспонируемых сейчас картин (все работы – из частных собраний, курируют показ владелица галереи «Наши художники» Наталия Курникова и коллекционер Валентин Шустер) воспроизведены в книге, некоторые давно не экспонировали, но в любом случае выставка эта вполне автономна. Хронологически же ее можно назвать прелюдией к большой, в 250 произведений, ретроспективе мастера, которую планируют открыть в Новой Третьяковке в конце декабря.

В 2010-х Роберта Фалька в Москве показывали не раз. В 2012-м – Галеев-галерея, через четыре года работы Фалька были на выставке «Мясницкая, 21. Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко» в галерее ARTSTORY (см. «НГ» от 24.11.16), в 2018-м – в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» (см. «НГ» от 28.10.18). В 2017-м Пушкинский музей получил в дар 23 графических и живописных произведения Фалька из коллекции Дмитрия Левенсона и Светланы Вязьменской (см. «НГ» от 23.04.18) и в 2018 году показал работы журналистам. Но Фалька много не бывает, и тут нет преувеличения – ведь даже в те работы, что недавно уже экспонировались, всматриваешься снова и снова. Фальк наряду, пожалуй, с Михаилом Ларионовым – один из лучших колористов в отечественном авангарде. По чуткости, нюансированности палитры и по умению меняться.

Один из бубнововалетцев (главное для него объединение, хотя он участвовал в выставках «Мир искусства», Ассоциации художников революционной России и Общества московских художников), преподаватель, а потом и декан живописного факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, хранитель Музея современного искусства в Витебске, создавший там в Государственных свободных художественных мастерских «Мастерскую Сезанна» – в противовес системе Малевича, – Фальк в 1928-м отправился во Францию впитывать «классическое наследие» и вернулся уже в 1937 году. Его клеймили за формализм, не давали выставляться, но все-таки он мог работать, пусть и показывая созданное кругу друзей. К Фальку будут приходить молодые художники, и его влияние скажется, например, в ранних работах Эрика Булатова.

В предисловии к своей книге Антон Успенский, вспоминая выставку Фалька, прошедшую в начале 1990-х в Русском музее, пишет, что ему захотелось «понять это интровертное искусство». Фальк – истинный живописец, образ у него всегда раскрывается через живописные качества. Любят цитировать его выражение «промыть глаза» – сам он это делал не раз, перенастраивая оптику письма. В период «бубновых валетов» он контрастнее, он еще часто по-фовистски использует и палитру, и обводящую контуры линию, он иногда по-кубистски гранит форму – но гранит ее для выразительности и обобщения, а это обобщение восходит к Сезанну. В 1920-м он пишет «Красную мебель» (один из манифестов цвета у Фалька, эта хрестоматийная вещь хранится в Третьяковке, и сейчас на выставке ее нет), и красный для Фалька, как некогда красный у старых мастеров, будет важным цветом. И энергетически заряженным, и трепетным. Позже он уведет свою колористическую гамму к большей сдержанности, но в этой сдержанности цветов будет мерцание множества тонов и полутонов.

Один из авангардистов первого ряда, Фальк считал себя реалистом, понимая это как «потрясающую правду, а не иллюзорное правдоподобие». Его правда в том, в частности, что он пишет то «шепотом», то как будто яйцом всмятку. В его раннем, очень эффектном «Автопортрете на фоне крыш» 1909-го та самая яично-желтая, нагретая солнцем крыша – не фон, а необходимый колористический аккорд, с которым все другие цвета находятся в диалоге, это один из важных «героев» картины. А его «Мост Сен-Мишель» предположительно 1930 года – это вязь, где небо, вода, воздух перемешаны и вылеплены из сероватых, жемчужных оттенков, с синими, зелеными, желтоватыми и розоватыми мазками. Это развоплощение материального – притом что сама картина, пастозно, фактурно написанная, материальности отнюдь не теряет – так вот это какая-то почти парадоксальная дематериализация образа, обращение его во влажную атмосферу, в воздух, в туман, в свет, влияющий на цвет, что для Фалька было так важно и что в Париже, как он вспоминал, вышло на новый уровень.

Вот Фальк писал Соломона Михоэлса – опять-таки лепил или выявлял его образ из густых мазков, а вот «Голубку и розу. Реквием» с бумажным цветком из надгробного венка Михоэлса. Некоторые работы на выставке показаны в развитии – трагическом в случае с другом. Или чисто живописном в случае с подмосковными пейзажами Загорска (нынешнего Сергиева Посада), где художественная задача меняется вместе с освещением в природе.

Фальк – художник международного уровня. И в смысле сравнений с разными эпохами – тоже. Его сосредоточенное выявление образа в лаконичном колорите, внутреннее свечение этого образа часто можно сравнить с Рембрандтом. Его знаменитую «Картошку» 1955-го – с вангоговскими «Едоками картофеля» и «Башмаками». «Короля нищих» («Нищего») 1924 года, первую работу на теперешней выставке, которая, вероятно, будет и на ретроспективе в Третьяковской галерее, отчасти тоже можно было бы сопоставить с Ван Гогом лаконичной палитрой и «упрямым» письмом. Если бы не комичный случай, описанный в каталоге-резоне Фалька, вышедшем в 2006 году. Там приведены воспоминания Ангелины Щекин-Кротовой, последней жены художника: безногий нищий «изощренным матом» ругал на морозе советскую власть. Фалька же привлекла его необычная внешность, и, когда он стал делать набросок, нищий сам предложил позировать для портрета, не смутившись, что в мастерскую к художнику в Доме Перцова придется подниматься на восьмой этаж. Нищий оказался не безногим и не таким уж нищим, а после сеансов позирования, за которые запросил хорошую плату, все время что-то из дома пропадало. В конце концов натурщик не явился, и на «его» месте на улице Фальк его разыскать не смог. Портрет же был куплен советским послом во Франции. Но в итоге посол от картины отказался – посетители упорно видели в нем «вашего Ленина».

В портретной живописи Фальк тоже был очень разным. В его эскизе 1935–1936 годов к «Автопортрету в красной феске» можно «услышать» рифму с экзистенциальной живописью Джакометти. Но с кем бы ни сравнивать, Фальк всегда оставался собой. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1400
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1353
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12299
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8661

Другие новости