0
3380
Газета Культура Интернет-версия

15.09.2020 17:03:00

Калязинские фрески – в постоянной экспозиции Музея архитектуры

О росписях затопленного монастыря издадут монографию

Тэги: калязинские фрески, монастырь, выставка, музей архитектуры


калязинские фрески, монастырь, выставка, музей архитектуры Фрески Калязинского монастыря словно выпали из истории искусства и возвращаются в нее.  Фото агентства «Москва»

Троицкий Макарьев монастырь был основан в 1434 году и со временем попал в число самых почитаемых и богатых в России. Троицкий собор возвели в 1520-х, но его фрески сильно пострадали в Смутное время – в 1610 году. В 1654-м собор расписали вновь – для этого прислали царских изографов. Когда строили Угличскую ГЭС и водохранилище, в 1940-м Троицкий Макарьев монастырь – как и стоявший напротив Углича Паисиев Покровский монастырь – разрушили и затопили. Большая часть фрагментов росписей, которые специалисты успели демонтировать зимой 1939–1940-го, была передана в Музей архитектуры. Это 117 из 126. Прежде разные музеи фрагментарно экспонировали росписи, но «Калязин. Фрески затопленного монастыря» с 45 фрагментами фресок, вошедший в постоянную экспозиции Музея архитектуры, – самый полный их показ.

«Эта живопись словно выпала из истории искусства, хотя еще в начале XX века многие исследователи были восхищены качеством этих фресок, в частности, в переписке их упоминал Игорь Грабарь», – говорят кураторы, хранитель калязинских фресок Зоя Золотницкая и ученый секретарь музея Юлия Ратомская. Росписи долго были просто-напросто недоступны.

В это пространство памяти о разрушенном ансамбле зритель попадает через длинный темный коридор, на потолок которого проецируют рябь воды. Вдоль одной из стен стоят леса, в них «упакованы» экраны с мультимедийной частью – основанный на архивных фотографиях рассказ о монастыре и об экспедиции Академии архитектуры в составе 21 человека. За короткое выделенное им время в декабре 1939 – феврале 1940-го (в конце зимы собор был взорван), при температуре, опускавшейся до – 32 ˚С, они должны были демонтировать и изучить фрески. Из росписей, занимавших больше 1000 кв. м, в этих условиях удалось демонтировать 150 кв. м. Уже летом 1940-го их нужно было сдавать комиссии, и, чтобы она их приняла, кое-что пришлось тонировать – это плюс к записям, уже существовавшим поверх некоторых первоначальных росписей. Реставрация, рассказу о методах которой посвящена отдельная презентация, проходила в несколько этапов – в конце 1960-х – начале 1970-х, в конце 1980-х – и длится до сих пор. Что-то отреставрировано буквально только что.

Помимо Музея архитектуры фрагменты фресок хранятся в Калязинском краеведческом музее (основанном в 1920-м, в год закрытия Макарьева монастыря: первым адресом музея был как раз этот монастырь), в Музее Рублева, Третьяковке и Русском музее, Историческом музее и в Строгановке (с 1988-го и до сих пор там реставрируют калязинские фрески по методике, которую разработал Владимир Бурый, часть росписей в нынешней экспозиции – как раз из музея Строгановки).

Троицкий собор расписывали несколько царских мастеров, их имена известны. Они же работали в Московском Кремле, и кураторы выставки говорят, что сейчас, когда удалены записи калязинских фресок и когда идет реставрация кремлевского Успенского собора, появилась возможность эту живопись сравнивать. В Музее архитектуры на стенах на расстоянии буквально вытянутой руки закреплены фрагменты росписей, маленькие и большие, от первых дней творения до Апокалипсиса. В мультимедийной части есть фотография 1940 года с Троицким собором после взрыва: вместо центрального барабана и купола зияет дыра, а на стенах видны остатки фресок, как раз из цикла творения и из Апокалипсиса. Судить об архитектурном облике собора и монастыря здесь можно по фотографиям, чертежам и макету Троицкого собора и монастырской трапезной (но во время экспедиции 1939–1940-го успели демонтировать некоторые архитектурные элементы – например, портал Троицкого собора был вмонтирован в стену Донского монастыря, где находилась постоянная экспозиция Музея архитектуры). Одним из авторов этого макета был знаменитый архитектор-конструктивист Иван Леонидов.

Монархи монастырь почитали и приезжали туда – в частности, там бывал первый из рода Романовых, царь Алексей Михайлович, и пожаловал деньги – предположительно он представлен среди молящихся праведников на фрагменте из цикла с Апокалипсисом. В музее показывают фреску с Вавилонской башней, «Изгнание из рая», фрески из богородичного и христологического циклов – видно, что стилистически они различаются. Но одна из самых поразительных в смысле манеры исполнения сцен – «Конь бледный и конь вороной». Этот белый конь с белым всадником Апокалипсиса – абсолютная экспрессия, какой ее мог бы видеть XX век. Тут вдруг вспоминается прошедшая в прошлом году в Третьяковке выставка Бориса Голополосова (см. «НГ» от 27.03.19): название – «Головой о стену» – ей дали по картине «Человек стукается о стену (Психологический сюжет)» 1938 года. У этого отчаявшегося существа какая-то паучья фигура с длинными тонкими конечностями. Смысл образов, конечно, совсем разный, но формы чем-то созвучны.

Экспонировать калязинские фрески решили еще в 1940-м, до распределения их по разным музеям: в витрине лежит протокол заседания от 23 августа, где председательствовал Каро Алабян. Как рассказывала в одном из выпусков «Блога директора» на YouTube-канале Музея архитектуры Елизавета Лихачева, в нынешней экспозиции предполагают проводить ротации, чтобы показать как можно больше фресок. Кроме того, к середине следующего года надеются издать монографию о затопленном монастыре и его росписях. В нее войдут те, что попали в другие музеи, а еще – сделанные во время экспедиции 1939–1940-го фотографии (в том числе с фресками, которые демонтировать не успели). То, что в книгу не войдет, обещают сделать доступным в оцифрованном виде. Может быть, тогда появится и схема росписей. Это, пожалуй, единственное, чего сейчас не хватает на выставке – так хотя бы в некоторых случаях можно было бы соотнести фрагменты фресок с целыми композициями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1620
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1574
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12557
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8801

Другие новости