«Мебель в лесу» Павла Пепперштейна. Фото автора |
Мыслей о покупателе, может, и не было, но неделю назад на ярмарке Cosmoscow как раз стенд галереи JART, представлявший собой миниатюрное превью нынешнего лэнд-арт-проекта, экспертным советом был признан лучшим. Не все объекты там были эскизами или макетами к тому, что выросло сейчас в лесу, но не в этом же дело. Впрочем, на вопрос «НГ» о том, куда объекты денут после закрытия выставки в конце октября, директор JART Александр Корытов ответил, что их планируют оставить здесь. Куратор настаивает на уникальности того, что галерея берется за объекты, которые не принесут прибыли.
Павел Отдельнов. Край чудес |
Еще куратор вспоминает японское понятие хикикомори («нахождение в уединении»), обозначающее отказ от социальной жизни. Цитирует стихи Хармса с исчезновением в лесу и говорит, что «Чаща» – не единственная выставка в лесах, которая проводилась русскими художниками. Но она первая, где спонтанно воплощен новый тип паркового художественного ансамбля, отвечающего новейшим веяниям ландшафтной эстетики. В общем, наверное, это стоит понимать как «чащу» самых разных устремлений. Главное, что художникам предоставили карт-бланш и не послали лесом.
Группа "Художественное Уединение". Портреты деревьев |
Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева придумали «Бункер», оклеенный портретами политических и медийных персон (и освещенный модной лампочкой Эдисона). Там еще должна звучать какая-то из речей Путина, но во время показа работы журналистам так и не зазвучала, а в аудиогиде к «Бункеру» вообще (пока?) нет никакого текста. Игорь Макаревич и Елена Елагина, участники уже упомянутых «Коллективных действий», устроили «Арт-галерею в землянке», где экспонируют свой проект «Жизнь на снегу». Красные буквы «Россия – это край чудес, родился в ней и в ней исчез», установленные в траве Павлом Отдельновым, в темноте должны светиться. Художник собирает мемы, эту надпись он изначально увидел на одной из больниц: «Больница – это край чудес...», но потом она стала видоизменяться в таком расширительном духе.
Группа "Художественное Уединение". Памятник шашлычной |
Некоторая нерешительность в том, быть лесом или не быть и стать парком, обыграна в шалашах, ставших у разных художников лесными соборами, в «Марсии», которого, как парковую скульптуру на зиму, Кирилл Асс «напрочь» законопатил досками, выставив на обозрение короб на постаменте. Но главным открытием этой разношерстной выставки стала новая, сложившаяся во время подготовки проекта, группа «ХУ» (Художественное Уединение). В ХУ объединились Ирина Корина, входящие в «Обледенение архитекторов» Илья Вознесенский и Алексей Кононенко, работающие дуэтом «ЕлиКука» Олег Елисеев и Евгений Куковеров, а также Ольга Петруненко. Ими сделано больше всего объектов, и в этом делании, даже если не все работы кажутся стопроцентным попаданием в цель, есть обаятельное веселое ребячество. То они ставят гранитный памятник шашлычной; то пускают бродить по лесу мангалы и мангальчики, как стадо лосей на тонких согнутых ножках; то устраивают фуршет, прилепив к деревьям столы, как древесные грибы; то пишут портреты елки и коряги в натуральную величину, выставляя на опушке леса гигантские холсты, будто на пленэр выходили великаны.
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Вертикаль - горизонталь (паутина). Фото автора |
комментарии(0)