0
4062
Газета Культура Интернет-версия

11.10.2020 18:37:00

В Музеях Кремля открылась выставка "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали"

От "Витязя на распутье" до значков Осоавиахима

Тэги: эмали, эмальерное искусство, выставка, московский кремль, музей


эмали, эмальерное искусство, выставка, московский кремль, музей На выставке есть особенно ценные экспонаты. Фото агентства «Москва»

Для рассказа об эмальерном искусстве в России рубежа XIX–XX веков в Музеи Московского Кремля привезли около 400 работ из драгоценных металлов с эмалью. Произведения Фаберже, Рюкерта, мастерских Хлебникова, Курлюкова, Постникова и других фирм, образцы древнерусских эмалей собирали по 20 музеям и частным собраниям. В нынешних условиях преимущественно, конечно, в России, но кое-что удалось доставить из Великобритании – например, один из кубков работы Рюкерта с перегородчатой и живописной эмалью, который хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта. Предполагалось привезти еще около 60 работ из американской частной коллекции, но в конце августа гендиректор Музеев Кремля Елена Гагарина сказала ТАСС, что сейчас это осуществить не удастся.

Строго говоря, «Карл Фаберже и Федор Рюкерт» – в первую очередь проект все-таки о Рюкерте. Это имя широкой публике сегодня известно гораздо меньше, чем имя Фаберже, с которым Рюкерт сотрудничал. Прусский подданный Фридрих Рюкерт приехал в Россию в юности, открыл лавку в Рогожской слободе, начал сотрудничать с известными эмальерами того времени – в первую очередь с расположенными по соседству фабриками Овчинникова и Курлюкова. А чуть позже, в 1890-е – с фирмой Карла Фаберже: эклектика и модерн увлекли заказчиков псевдорусским стилем, но, насколько можно судить по прейскурантам фирмы Фаберже, в ее ассортименте таких изделий было немного, а вот Рюкерт ими прославился. Так началось это сотрудничество, причем Фаберже ставил на изделиях Рюкерта клеймо своей фирмы. Рюкерт умер в 1918-м, потом его дети были вынуждены изготавливать значки для Осоавиахима (это уже, конечно, остается за рамками темы теперешнего показа) – и несмотря на известность Рюкерта при жизни, несмотря на то, что в последние десятилетия среди сегодняшних коллекционеров высок спрос на русские эмали и на всех и все, кто и что связано с Фаберже, первая статья о Рюкерте была опубликована всего 20 лет назад. Она была приурочена к выставке в американском Уилмингтоне и написана Татьяной Мунтян, которая курирует нынешнюю экспозицию и статью в большом (в него вошли предметы, которые не удалось доставить в Москву) нарядном каталоге тоже посвятила в первую очередь Рюкерту.

В этом каталоге изделий Рюкерта – 300 номеров, 40 – фирмы Фаберже и еще около полутора сотен – их современников. В залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца, как уже говорилось, предметов меньше, но изобилие полнейшее. Это два пасхальных яйца фирмы Фаберже из 10 хранящихся в Оружейной палате – «Московский Кремль» с Успенским собором и яйцо, гравированное картой России с Транссибирской магистралью и с моделью Сибирского поезда (состав в пять вагонов стоит тут же, к нему прилагается ключ, которым его можно было запустить). Это и пасхальные яйца попроще от других российских фирм, и, наконец, сувенирные яйца-брелоки, выполненные Рюкертом. Это оклады икон, лампады, дамская сумочка, портсигары – с портретом Александра II, с видами Кремля, с васнецовскими богатырями и с «Витязем на распутье», который, по мнению Татьяны Мунтян, был рифмой к идее выбора жизненного пути заказчиками, – а еще шкатулки и коробочки, братины, столовые приборы. Но, кажется, в абсолютном большинстве здесь пребывают ковши и ковшики всех калибров и мастей.

Это изобилие призвано показать разнообразие техник эмали – от перегородчатой до гильошированной и витражной (жаль только, в залах не рассказано о технологиях), увлечение национальной темой (помимо богатырей и Кремля другой популярный сюжет того времени – сценки из крестьянской жизни) и масштабы того и другого. Когда после ватаги богатырей и крестьянок замечаешь «выплывающую» из вазы производства фирмы Немирова-Колодкина врубелевскую «Царевну-лебедь» или графин для вина фирмы Хлебникова, который имитирует китайскую вазу XVI века, как-то выдыхаешь. Эмали создавали по живописным произведениям (некоторые картины или эскизы сейчас экспонируют), и тут оказывается даже выполненная фирмой Фаберже шкатулка с эмалевой миниатюрой по событиям относительно недавнего прошлого – по картине Верещагина «Перед атакой. Под Плевной». В том, что касается источников вдохновения, относительно Рюкерта куратор пишет в каталоге, что, вероятно, он ориентировался и на декоративные мотивы работ Федора Шехтеля. Возможно, как раз Фаберже при заказе изделий даже снабжал мастера эскизами архитектора.

Но неожиданнее всего здесь выглядит серебряный чайный сет: изготовленный фирмой Фаберже в 1896-м, лаконизмом (на серебряном поле – никаких орнаментов, только черная выемчатая эмаль с мотивами крестьянской жизни в духе силуэтной графики Елизаветы Бём; ручки предметов – энергичных треугольных форм) он, если оставить в стороне сюжет росписи, словно предвосхищает ар-деко. Татьяна Мунтян с таким сравнением не согласна, но сказала «НГ», что это уникальный сервиз и других таких работ у Фаберже она не видела, хотя в Эрмитаже есть одна работа с черной выемчатой эмалью фирмы Болин. Комментируя эту технологию, куратор напоминает: «Эксперименты с формой неизбежно влекут за собой изменение технологии. Захотелось Фаберже и Рюкерту (он начал использовать черную эмаль одним из первых) украшать работы вставками, имитирующими графику, и они начали травить их парами кислоты – чтобы поверхность не блестела».

Важное с точки зрения исследований событие, произошедшее в преддверии открытия нынешней выставки, – получение Музеями Московского Кремля архивных документов, связанных с Карлом Фаберже. Около 1500 единиц хранения переданы музею по завещанию наследницы Фаберже – правнучки Татьяны Фаберже, умершей во Франции зимой этого года. Речь идет о фотографиях, документах, книгах (преимущественно они касаются жизни Фаберже в эмиграции – периода, к изучению которого, по словам Мунтян, сейчас только подступают). Там, например, есть каталог-резоне пасхальных яиц, есть набросок последнего неоконченного яйца «Созвездие цесаревича» 1917-го, есть палитра образцов гильошированных эмалей... Сейчас начинается разбор и изучение этих предметов, и обещают, что архив станет доступным для исследователей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1706
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1657
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12651
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8854

Другие новости