Фабрика-кухня будет готова к приему публики в 2022 году. Фото Евгения Шарова со страницы «Третьяковка в Самаре» в «ВКонтакте»
В областном Художественном музее Самары открылась выставка «Передвижники: образ эпохи», которую самарцы подготовили в сотрудничестве с коллегами из Третьяковской галереи. В городе уже работает филиал ГТГ, его силами в сентябре открыта выставка «Стихии Анны Голубкиной» в помещениях Музея модерна, а также разработана концепция будущего форпоста Третьяковки в Самаре – Выставочно-образовательного центра в стенах фабрики-кухни, причудливого конструктивистского сооружения на границе старой Самары и районов советского Куйбышева.
В годы Великой Отечественной войны Куйбышев в расчетах руководства страны проходил как «запасная столица» (туда были эвакуированы СНК, Верховный совет, коллективы посольств зарубежных государств). Нынешний волжский город-миллионник сам выступил с инициативой обустроить у себя филиал ГТГ, причем команде дали возможность стартовать, не дожидаясь окончания реконструкции и сдачи в эксплуатацию обещанного объекта. Фабрика-кухня будет готова к приему публики в 2022 году. Работы идут полным ходом – директора ГТГ Зельфиру Трегулову, представителей самарской администрации и журналистов во время визита на объект обязали надеть помимо антиковидных масок строительные каски. Построенная в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой, самарская фабрика-кухня вписалась в ряд социалистических гигантов общепита – их возводили при заводах и фабриках, чтобы освободить трудящихся женщин от тягот готовки на семью. Самарский гигант исполнен в форме серпа и молота (из молота-кухни готовая пища «ехала» на конвейерах в серп-столовую). Особенность нынешней работы реставраторов – «очистка» здания от более поздних преобразований, которым оно подвергалось на разных этапах истории. К 80-м годам образчик конструктивизма оброс пристройками, как затонувший корабль ракушками. Промежуточные реконструкции серьезно изменили первоначальный замысел, а в 90-е самарские деятели индустрии развлечений без сантиментов обустраивали помещения фабрики под нужды ночных клубов и торговых зон. В результате нынешней реконструкции фабрика-кухня должна предстать такой, как в момент открытия в 1932 году. Но с общепитовским прошлым придется расстаться, теперь тут будут выставочные залы и все то, что входит в «базовую комплектацию» современного музея: залы лектория и аудитории образовательного центра, кинозал, медиатека, пространства для резиденций. Захламленный пустырь возле нынешнего объекта обещают превратить в «постиндустриальный парк» – общедоступную зону, обыгрывающую в своем устройстве славную промышленную историю города.
До учреждения «посольства» в Самаре Третьяковка уже запустила деятельность филиалов в Калининграде и Владивостоке. Но самарский случай примечателен тем, что местный коллектив не только принимает готовые проекты из Москвы. Например, идея и воплощение выставки произведений Анны Голубкиной (первой отечественной женщины-скульптора) целиком принадлежат команде самарского филиала. В экспозицию вошли произведения из Третьяковки и Самарского художественного музея – мраморные барельефы, камеи из слоновой кости и, конечно, знаменитые «психологические» скульптурные портреты. Первое скульптурное изображение Карла Маркса принадлежит именно Голубкиной – она работала над бюстом автора «Капитала» по заказу Московского комитета РСДРП(б) в 1905 году, и по стилю этот ее Маркс сравним с роденовскими персонажами (Голубкина считается ученицей Родена), а отнюдь не с теми брутальными Марксами, которые позже стали непременными атрибутами площадей в советских городах и селах... Впрочем, иерархия большой истории в галерее голубкинских портретов не работает – тут безымянная «Старая» (зарайская старуха в платке) интересна не менее, чем Карл Маркс, она исполнена как древнеегипетское изваяние фараона! Концептуально самарская выставка отнюдь не залихватская, она устроена по классическому принципу тематических и хронологических разделов, и тем не менее она является событием не только по «региональным» меркам – все это благодаря трепетному отношению к Голубкиной, закономерному желанию вписать ее творчество в контекст европейского модернизма. Произведения деликатно, но точно «поддержаны» экспозиционной «фурнитурой» – первая выставка самарского филиала ГТГ демонстрирует хороший вкус команды и в плане дизайна.
Непременный пункт туристического променада по самарской набережной – остановка у оригинальной скульптуры-интерпретации репинских «Бурлаков на Волге»: персонажи знаменитого полотна как бы выходят из реки. Самара «поднялась» благодаря купцам, а те – благодаря щедрой судоходной Волге. 70–80-е годы XIX века – период формирования нового, просвещенного купечества: это и годы самой плодотворной деятельности передвижников – хронистов русской жизни. Словом, в самарский контекст выставка Третьяковки и местного художественного музея «Передвижники: образ эпохи» вписывается как нельзя лучше. Под нее галерея выдала как «хиты» основной экспозиции в Лаврушинском, так и работы, никогда ранее не выставлявшиеся. Например, полотно Сергея Коровина «В приемной училища» впервые покинуло стены ГТГ. На нем отчисленный оболтус и его несчастная мать-просительница ждут под дверью – вдруг удастся вернуть мальчишку в школу. Рядом – сверстник коровинского героя, подросток-кадет прощается с домашними («Разлука» Алексея Корзухина), а смущенная девочка в белом переднике проходит «собеседование» с новыми товарками («Новенькая в школе» Эмилии Шанкс, первой женщины, принятой в товарищество передвижников). В центр «сцены» программно вынесены два портрета: «Ключница» Николая Кузнецова и «Портрет графини Марии Егоровны Орловой-Давыдовой» Константина Маковского – простая женщина и сановная дворянка. В «моральном кодексе» передвижников демократизм был несущей категорией, потому образ эпохи составляют не только звезды света, науки и богемы, но и студенты-разночинцы, мещане, крестьяне. В нынешнем году исполняется 150 лет с момента основания Товарищества передвижных выставок, и самарские «гастроли» передвижников из Третьяковки – умный юбилейный оммаж знаменитой плеяде художников.
Самара–Москва
комментарии(0)